Стратегическим инвестром в ПГК может стать Владимир Лисин

По данным газеты «Коммерсантъ», владелец «Новолипецкого меткомбината» Владимир Лисин может стать стратегическим инвестором крупнейшего в России железнодорожного оператора - принадлежащей ОАО РЖД «Первой грузовой компании» (ПГК). До сих пор в числе прочих металлургов господин Лисин критиковал реформу железных дорог, но теперь решил принять в ней участие. Предположительно, стороны обсуждают продажу блокпакета ПГК. Вся компания оценивается в $5 млрд, то есть сумма сделки может составить $1,25 млрд. Однако окончательно решить, какой будет схема продажи ПГК, еще должно государство. О том, что ОАО «Российские железные дороги» может привлечь в капитал дочерней «Первой грузовой компании» (оперирует порядка 200 тыс. вагонов) стратегического инвестора, 28 мая в кулуарах форума «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи сообщил старший вице-президент монополии Вадим Михайлов. «Есть вариант, что надо сделать только IPO ПГК, есть вариант сделать частично IPO, определить справедливую цену и на оставшийся пакет взять стратегического инвестора»,- пояснил топ-менеджер. Согласно этому варианту, стратегическому инвестору может быть продано 25% акций ПГК, тогда как 25% будет размещено на бирже. У Владимира Лисина, как и у большинства российских металлургов, уже есть собственный железнодорожный оператор - «Независимая транспортная компания», владеющая примерно 6 тыс. вагонов. Предприниматель не раз проявлял интерес к реорганизации ОАО РЖД и реформе железных дорог. В начале 2009 года возглавляемая господином Лисиным секция по вопросам развития портовой индустрии и взаимодействия транспорта с грузовладельцами комиссии РСПП по транспорту подвергла критике ряд планируемых изменений в железнодорожное законодательство - как не отвечающих интересам грузовладельцев. В более или менее острой форме дискуссия продолжалась до июня 2009 года, потом постепенно сошла на нет, но многие спорные вопросы до сих пор не решены. Более того, в конце января металлурги выступили резко против продолжения выведения вагонного парка из ОАО РЖД. Металлурги потребовали не создавать «Вторую грузовую компанию» (ВГК), утверждая, что это приведет к монополизации рынка дочерними структурами ОАО РЖД и повлечет неизбежный рост тарифов, как, по их мнению, произошло после появления ПГК. Однако создание ВГК все-таки было согласовано с государством - правда, с оговоркой, что при этом ОАО РЖД продаст контрольную долю в ПГК. После этого Владимир Лисин начал переговоры о вхождении в ее уставный капитал. ОАО «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») - крупнейший оператор грузовых железнодорожных перевозок в России. ОАО «ПГК» основано в 2007 году в результате реформирования ОАО «Российские железные дороги». Поскольку ОАО «РЖД« является естественной монополией с регулируемыми тарифами, оно не могло конкурировать на равных с другими собственникам подвижного состава. ПГК было создано с целью обеспечить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность грузовых перевозок, и как следствие - получить дополнительные средства на обновление российского парка подвижного состава и финансирование инфраструктуры. Создание ОАО «РЖД» столь мощной организации, получившей от своего учредителя 200 000 вагонов, вызвало критику в создании монополиста со стороны частных операторов, самый крупный из которых на тот момент владел парком не более 30 000 вагонов. Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ПГК» является ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Баминвест» в качестве соучредителя принадлежит одна обыкновенная акция компании. ПГК предоставляет услуги по транспортировке грузов, в том числе: круглосуточное диспетчерское наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов. В настоящее время в собственности ОАО «ПГК» - свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 22%. В 2009 г. на фоне общего снижения железнодорожных перевозок на 15 % ПГК перевезла в 1,9 раз больше грузов, чем в 2008 году: 231,8 млн тонн. Выручка компании в 2009 году составила 71,5 млрд руб, чистая прибыль - 2,1 млрд руб, EBIDTA - 17,7 млрд руб.


Вернуться к списку новостей


Дополнительно: