![]() В группу компаний АйТи вошли «Информационные стратегии и системы»Зачем "АйТи" купила долю в ИССГруппа "АйТи" договорилась о приобретении 25%-ной доли в компании "Информационные системы и стратегии" (ИИС) и получила опцион на увеличение доли до контрольной, рассказал TAdviser в октябре 2015 года председатель совета директоров "АйТи" Тагир Яппаров. Продавцом является основатель ИСС Игорь Гуков. Cумма сделки, по словам Яппарова, составила несколько миллионов рублей. По состоянию на октябрь 2015 года в компании работает около 20 человек, преимущественно разработчиков. В планах, до конца года увеличить штат до 30 человек. Цель сделки - получить компетенции в технологиях управления сервисами. "Мы работаем с крупными клиентами, и есть ниши, где у нас нет собственных разработок. Одна из таких ниш - управление сервисами. Сейчас есть ряд проектов, где мы занимаемся консалтингом и применяем чужие технологии для управления сервисами", - объяснил Яппаров. Зрелость сервисных процессов в крупных компаниях, по его словам, пока не высока. Один из способов усовершенствования этих процессов - применение информационных технологий. "С ИСС мы уже имеем позитивный опыт реализации совместных проектов у крупных заказчиков, в рамках которых мы создаем инфраструктуру управления сервисами. В этой компании мы увидели технологические компетенции, увидели бенефиты от альянса, поэтому решили кооперироваться", - добавил Яппаров. По мнению руководителя "АйТи", тема управления сервисами становится все более востребованной. "Сейчас на рынке тренд централизации - он реализуется как на уровне ERP, биллинга, банковских систем, ECM-технологий, так и на уровне сервисных задач. Управление сервисами - это совершенно неожиданная возможность повышения эффективности. Сокращение персонала за счет повышения эффективности сервисов приводит к значительной экономии", - говорит он. В качестве примеров централизации сервисов Яппаров приводит выделение Сбербанком и "Роснефтью" сервисных дочерних компаний - "Сберсервис" и "РН-Информ". Процессные сервисные компании, по его словам, имеют большое количество сотрудников, сложную модель управления: "Ее можно упрощать и автоматизировать". "Если раньше ITSM был направлен на управление ИТ-сервисами, то теперь стало понятно, что его легко переложить на не ИТ-шный сервис. Управление производством, например. Существует много производств, которые, по сути, являются сервисами. Решения ИСС ориентированы на то, чтобы быстро настроить системы под конкретный не стандартный, не ИТ-шный сервис", - объясняет он. Например, вместе с ИСС "АйТи" участвует в конкурсе Сбербанка по направлению создания систем управления сервисами систем инженерного обеспечения и энергоснабжения его отделений. Зачем ИСС продали долю "АйТи" ИИС была создана в 2002 году Игорем Гуковым, до этого работавшем в Центральном банке России и в 50 ЦНИИ ВКС Минобороны. Возглавляет компанию Олег Крупенко, экс- начальник управления развития программных систем ЦБ. До 1998 года он как и Гуков работал в 50 ЦНИИ ВКС Минобороны, где руководил лабораторией общесистемного программного обеспечения. Лаборатория занималась разработкой систем управления орбитальной группировки военно-космических сил, рассказал TAdviser Крупенко. С момента создания компании и до 2013 года основным клиентом ИСС был ЦБ. "Это уникальный заказчик, ориентированный на применение передовых технологий, и работа с ним позволила не только обеспечить финансирование компании, но и накопить уникальные компетенции специалистов, заложить основы создания тиражируемых решений", - говорит Крупенко. Отрицательной стороной работы с ЦБ для небольших компаний, по его словам, является возникновение зависимости от одного сильного заказчика: "Все эти годы ИСС не было необходимости расширять клиентскую базу, ресурсы компании полностью утилизировались проектами одного заказчика". Уволившись из ЦБ и получив предложение Гукова возглавить ИСС, Крупенко поставил условие, что примет предложение только в случае получения контроля над компанией: "Если я управляю бизнесом, у меня должно быть право принятия ключевых решений. Учитывая высокий уровень базового доверия между нами, Игорь принял это условие". "Мотивация Игоря уступить контроль заключалась в понимании того, что для развития компании - это необходимо, а без этого выжить в условиях кризиса будет невозможно. Несмотря на то, что компания существует на рынке более 10 лет, не происходило расширения ее клиентской базы и портфеля проектов. Имеющиеся проекты дают возможность финансировать деятельность компании, но не более. Мы с ним абсолютно точно понимаем сильные и слабые стороны друг друга и убеждены, что вместе сделаем гораздо больше, чем поодиночке", - говорит Крупенко. Несмотря на то, что ИСС существует на рынке более 10 лет, не происходило расширения ее клиентской базы и портфеля проектов, признается Крупенко: "Имеющиеся проекты дают возможность финансировать деятельность компании, но не более". "Мой приход в компанию связан с необходимостью разработки и реализации стратегии развития компании. Альянс с "АйТи - это один из первых шагов в этом направлении, - добавляет он. - Второй шаг это создание отечественных продуктов, реализующих концепцию управления сервисами". Но для продаж своих решений нужна сеть, а это инвестиции и время, объясняет Крупенко: "Наше взаимодействие с "АйТи" позволяет пользоваться готовой сетью продаж. Мы получаем возможность работать с заказчиками, которые понимают, что мы являемся частью большой группы компаний "АйТи". У нас появляется возможность сконцентрироваться на создании тиражируемых услуг и продуктов, а компания "АйТи" может предложить своим заказчикам, которые доверяют ей автоматизацию своей деятельности, новые подходы и решения повышения эффективности операционной деятельности и повышения качества предоставляемых сервисов". Продуктовая стратегия "Наша стратегия - создавать продукты не с нуля. В качестве фундамента мы используем готовые технологии, - говорит Олег Крупенко. - Быстро создать что-то свое не получится. Поэтому мы берем ядра систем, договариваемся с вендорами и надстраиваем то, что можно быстро и легко применять у конкретных заказчиков". Исторически, по словам гендиректора ИСС, компания является партнером западных разработчиков, предлагающих свои решения в области управления сервисами и мониторинга, а также управления ИТ-инфраструктурой. "Нашим давним партнером является компания BMC, мы участвовали в локализации их решения на российском рынке, проработали концепцию создания на этой платформе распределенного решения. Еще один наш партнер - компания ServiceNow, предлагающая облачный софт для управления сервисами", - рассказывает он. ИСС, по словам Крупенко, ведет переговоры с вендорами о том, чтобы стоимость OEM-лицензий в конечных решениях российской компании не превышала 30%: "В этом случае наши решения могут подпадать под понятие "отечественное программное обеспечение". "Этот подход будет действовать на тот период, пока мы не создадим собственную платформу", - говорит гендиректор ИСС. В стратегической перспективе ИСС намерена разработать полностью свое программное обеспечение. "Но прежде нужно определиться со стандартами для страны в области базовых технологий - ПО и аппаратного обеспечения, - объясняет Крупенко. - Когда будет определенность, нам будет проще определиться с созданием собственных продуктов, которые будут интегрированы с базовыми технологиями". Тагир Яппаров добавляет, что компании интересно договариваться с вендорами о совместной разработке платформы: "Это на порядок сложнее, чем простая OEM-схема". "Можно конечно фантазировать и одна из фантазий будет заключаться в том, что все можно сделать с нуля. Но она приведет к разочарованию", - считает Яппаров. Даже хорошее западное решение, по его словам, требует адаптации на российском рынке - начиная от локализации, заканчивая созданием специальных модулей, учитывающих законодательство. "Некоторые находки, которые здесь реализуются, потом оказываются интересными и для производителей", - утверждает он. Клиенты Кроме ЦБ заказчиками ИСС, по словам Олега Крупенко, являются "Лаборатория Касперского": "Мы помогаем компании создавать Service Desk (линию поддержки по всему миру). Этот проект научил нас работать в условиях жестких требований и сороков. Сейчас мы занимаемся сопровождением и развитием системы". Среди других клиентов Крупенко выделяет X5 Retail Group. Финансовое положение В 2014 году ИСС сократила выручку в 6 раз (с 440 млн рублей до 71 млн) и стала убыточной. Чистый убыток по итогам года составил 39,6 млн рублей против прибыли в 38 млн рублей годом ранее. Убытки ИИС в 2014 году образовались из-за курсовой разницы, объясняет Олег Крупенко: "Компания оказывает услуги по сопровождению программного обеспечения иностранных производителей. В таких проектах существует практика оплаты услуг "вендора" вперед. Мы платим им, а нам заказчик возвращает в течение года поквартально. Поэтому выплаченные нами деньги висят убытком". Прогноз на текущий финансовый год говорит о стабильном состоянии компании, добавляет он. Вернуться к списку новостей Дополнительно: |