У ЛУКОЙЛа появился план продать Ухтинский НПЗ с дисконтом

По данным газеты «РБК daily», НК «ЛУКОЙЛ», решившая продать треть своего заправочного бизнеса, прибыльность которого пострадала от роста налоговой нагрузки, также ищет покупателя на свой Ухтинский НПЗ в Республике Коми, перерабатывающий около 4 млн т сырья в год.

Источник в компании сообщил, что производство может быть продано с дисконтом к рыночной цене, причем вместе с сетью заправочных станций (более 700 АЗС в Центральной России).

Вероятными претендентами на завод и сеть АЗС являются «РуссНефть» Михаила Гуцериева, «ФортеИнвест» его племянника Саида Гуцериева, «Новый поток», чьим основным активом является Антипинский НПЗ (совладельцами компании являются Дмитрий Мазуров и сокурсник Владимира Путина юрист Николай Егоров), и другие.

Источник в ЛУКОЙЛе сообщил, что на днях они получили предложения от трех независимых и одной вертикально интегрированной нефтяной компании. По его словам, ЛУКОЙЛ также готовит предложения для иностранных инвесторов, в частности для китайской CNPC.

Вырученные от продажи деньги компания намеревается вложить в проекты по добыче в России, которые сейчас более рентабельны, чем переработка, считают эксперты.

Аналитики считают, что Ухтинский НПЗ может стоить не более $50 млн.

«Едва ли он стоит больше $50 млн. Сохраняется большая неопределенность по поводу рентабельности наименее модернизированных заводов, сейчас она находится на рекордно низком уровне, и в текущем году подобные НПЗ будут балансировать на грани рентабельности», - полагает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Учитывая мультипликатор, при котором продавался Марийский НПЗ, Ухтинский НПЗ может стоить $150-200 млн, если ЛУКОЙЛ в рамках сделки обязуется сохранить действующий механизм поставки нефти и сбыта мазута, говорит управляющий директор Advance Capital Карен Дашьян.

Аналитик ВТБ Капитал Екатерина Родина считает, что прибыльность активов в секторе нефтепереработки существенно сократилась за последние два-три года в связи с проводимым налоговым маневром и ухудшением макрообстановки.

Она полагает, что стоимость завода будет существенно зависеть от дополнительных условий сделки (поставка нефти, обязательства по поставке нефтепродуктов и т.п.), если они будут.

Производство с текущей мощностью 4 млн т нефти ввели в эксплуатацию в 1934 году, в 1999 году оно вошло в состав ЛУКОЙЛа. В 2014 году вице-президент и совладелец компании Леонид Федун оценивал стоимость завода в $114 млн.

Согласно сайту завода ежегодно предприятие производит 1 млн т дизельного топлива и 500 тыс. т бензинов класса Евро-5. Из общего количества продукции 45% приходится на светлые нефтепродукты и 37% - на мазут, завод также выпускает битумы. Глубина переработки составляет 63%.

ЛУКОЙЛ еще в марте 2015 года хотел закрыть этот завод из-за нерентабельности в связи с повышением пошлины на мазут в ходе налогового маневра. Чистая прибыль Ухтинского НПЗ в 2015 году составляла около 3 млрд руб., а в 2016-м упала до 450 млн руб., говорится в материалах ЛУКОЙЛа.

Доходность АЗС компании также снизилась, хотя и не так значительно: EBITDA розничного топливного бизнеса в первом квартале 2016 года составила 9,2 млрд руб., а по итогам того же периода 2017 года ожидается около 1,4 млрд руб. (падение на 85%).

Помимо «РуссНефти», «ФортеИнвеста» и «Нового потока» заинтересованными в покупке Ухтинского НПЗ могут быть структуры бизнесмена Алексея Хотина (владеет, в частности, 29,9% акций Exillon Energy), компания «Енисей» (владеет НПЗ в Усинске мощностью 2,5 млн т нефти и нефтедобычей в Ненецком округе и Коми).

По данным СПАРК, «Енисей» принадлежит швейцарским и британским структурам. Forbes называл бенефициарами «Енисея» сына руководителя «Росатома» Сергея Кириенко - Владимира, которому принадлежит около 40% компании, и Джахан Поллыеву (руководила секретариатом Кириенко, когда тот был премьер-министром) с пакетом в 10%. Сейчас Поллыева, бывший спичрайтер Дмитрия Медведева и Владимира Путина, является руководителем аппарата Госдумы.

«Роснефть», по словам источника в компании, не интересуется перерабатывающими активами, довольствуясь собственными и недавно приобретенными НПЗ «Башнефти».

Источник в «Газпром нефти» утверждает, что ей не интересно приобретать ни завод, ни АЗС единым лотом, поскольку Ухтинский НПЗ требует серьезных инвестиций в производство светлых нефтепродуктов и находится далеко от месторождений «Газпром нефти».

Менеджер производственного блока одной из дочерних структур ЛУКОЙЛа утверждает, что завод может быть интересен покупателю, в случае если продавец обещает ему контракт на поставки собственной нефти и возможность продажи мазута для переработки на расположенный неподалеку НПЗ «Пермьнефтеоргсинтез».

Без обеспечения завода сырьем у него будет слишком дорогая логистика поставок. Перепрофилировать же его под рост выработки бензина или дизельного топлива собеседник считает слишком затратным.

По сравнению с уровнем цен 2014 года Ухтинский НПЗ, несмотря на инвестиции ЛУКОЙЛа в его модернизацию, мог обесцениться в несколько раз, считает генеральный директор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов.

Главной причиной он называет последствия налогового маневра, из-за которого производить мазут стало убыточно. Покупать Ухтинский НПЗ вместе с заправками в Центральной России, по его мнению, невыгодно из-за логистики: Ухтинский НПЗ ориентирован на рынок cевера европейской части и не присутствует на рынке Центральной России.

Иностранным инвесторам (в том числе китайским) вряд ли будут интересны Ухтинский НПЗ и заправки ЛУКОЙЛа единым лотом или по отдельности, полагает портфельный управляющий Asset Management Сергей Вахрамеев.

Главными причинами он назвал большие затраты на модернизацию (дешевле построить новый НПЗ) и отсутствие возможности поставлять дешевую нефть на завод, а также достаточное количество нефтепродуктов на заправки при покупке активов одним лотом.

Российские же компании сталкиваются ровно с тем же падением доходности переработки, что и ЛУКОЙЛ, поэтому вряд ли захотят покупать активы по рыночной цене, размышляет эксперт. Он считает, что вложения в разведку и добычу нефти для ЛУКОЙЛа более рентабельны.







Вернуться к списку новостей


Дополнительно: