Основательница Concept Сlub купила British Bakery

По данным газеты «РБК daily», основательница марки одежды Concept Сlub Анна Фаустова стала совладелицей крупной петербургской пекарни и сети кондитерских «Балтийский хлеб - Британские пекарни» (British Bakery).

Чтобы вывести компанию из предбанкротного состояния, в котором она оказалась перед сделкой, новым собственникам, по мнению экспертов, придется преодолеть ряд трудностей.

Во-первых, бизнес потребует сложной модели поставок, во-вторых, компании придется регулярно справляться с убытками, возникающими по вине собственных клиентов.

Анна Фаустова совместно с частным инвестором Михаилом Бондарем приобрели компанию «Балтийский хлеб» и входящую в нее сеть кондитерских «Британские пекарни». Предыдущим собственником бизнеса была частный предприниматель Людмила Зубакова.

Сумму сделки Анна Фаустова не назвала, отметив, что потратила средства, полученные от продажи доли в ретейлере Concept Сlub.

«Стоимость «Балтийского хлеба» меньше его годового оборота, но в целом это сопоставимые величины», - уточнила предприниматель. По ее словам, оборот «Балтийского хлеба» в 2015 году, предшествующем покупке, составил порядка 500 млн руб.

«Мы заплатили деньги за оборот компании, ее бизнес-процессы - договоренности с поставщиками, корпоративными клиентами, арендованные точки продаж, бренд, персонал.

Кроме того, в сделку вошли здание, производственные мощности и кондитерская в Санкт-Петербурге на Большом проспекте Петроградской стороны», - раскрывает А. Фаустова суть покупки.

Вложения будут окупаться достаточно долго - в течение пяти лет, полагает А. Фаустова. Долгий срок окупаемости связан с тем, что «Балтийский хлеб» в момент сделки находился в предбанкротном состоянии.

«В 2008 году компания провалила экспансию на московский рынок, модель бизнеса пекарни перестала быть эффективной, и в итоге «Балтийский хлеб» перестал справляться с долговой нагрузкой. На момент покупки долги компании перед банками составляли около 450 млн. рублей», - уточнила А. Фаустова.

После покупки пекарни инвесторы реструктурировали часть долга и начали работать над расширением бизнеса. Так, в 2016 году «Балтийский хлеб» заработал на треть больше выручки, чем в 2015 - 700 млн руб.

В 2017 году новые собственники не планируют снижать обороты. По оценке А. Фаустовой, компания в конце года должна заработать 900 млн руб. выручки.

В настоящий момент половину доходов «Балтийскому хлебу» приносит продажа продуктов питания через собственную сеть кондитерских British Bakery («Британские пекарни»), располагающихся в основном в арендованных помещениях.

С момента смены собственников компания открыла 5 новых точек, в настоящий момент сеть насчитывает 15 кондитерских. В планах собственников входит открытие еще 10 точек.

«Спрос на заводскую выпечку, продаваемую в гипермаркетах, падает. Покупатели активно переходят на покупку свежеиспеченных изделий в близких к дому розничных точках», - объясняет А. Фаустова планы по развитию розничного бизнеса.

Развитие розничной сети кондитерских, по мнению бывшего главы компании «Любимый край» (производитель печенья) Дмитрия Байкова, сопряжено со специфическими проблемами.

Во-первых, в течение дня необходимо поддерживать максимальный уровень свежести товара на прилавке и в то же время не допускать пустоты на полках.

«Формат кондитерских у дома - это экстремальный фреш, где продукт пользуется высоким спросом всего несколько часов. Необходимо так поставить логистику, чтобы продукт поступал в розницу несколько раз в день в соответствии со всплесками спроса на хлебобулочные изделия. Более того, поставки нужны в таком объеме, чтобы и полки не пустовали, и продукт не сох», - объясняет Д. Байков.

Во-вторых, розничной сети кондитерских необходимо выстроить ценовую политику таким образом, чтобы охватить максимальную аудиторию.

«Если вы будете продавать, условно говоря, только багеты за 80 руб. с колоссальной маржой, то нормальной рентабельности всего бизнеса добиться не получится. Необходимо работать в нескольких ценовых сегментах, чтобы поддерживать как массовый, так и маржинальный поток клиентов», - сказал Д. Байков.

По его словам, большая часть российских менеджеров в розничном хлебобулочном бизнесе пока не накопили достаточно опыта для выстраивания эффективной цепочки бизнес-процессов. «Как с ценообразованием, так и с логистикой у нас пока кто в лес, кто по дрова», - добавил эксперт.

Задачей новых собственников «Балтийского хлеба», по словам А. Фаустовой, является как раз систематизация процессов.

«Бизнесу, когда мы его приняли, не хватало порядка. Сейчас прописываем, регламентируем процессы, ставим систему», - ответила на вопрос о рисках Анна Фаустова.

Кроме розничных сетей, «Балтийский хлеб» зарабатывает на продаже выпечки корпоративным клиентам. «Это приносит нам другую половину выручки. Наши клиенты - в основном крупные компании, такие как кофейни Starbucks, поставщики авиапитания», - уточнила А. Фаустова.

Основной проблемой поставок корпоративным клиентам являются убытки от возврата испортившейся продукции, считает генеральный директор ГК «Дарница» Виктория Устименко.

«Если заказчик не сумел вовремя сбыть часть закупленной у пекарни продукции и она испортилась, в большинстве случаев он имеет право вернуть ее поставщику. Поэтому покупатель часто не заинтересован в оптимальном формировании заказа. Хотя в любом случае все зависит от условий договора», - говорит В. Устименко.

А. Фаустова не считает существенным риск возврата товара клиентами. «Во-первых, такой риск заложен в цену наших изделий. Во-вторых, объемы потенциального возврата ограничены», - объясняет предприниматель.





Вернуться к списку новостей


Дополнительно: