Экс–владелец обанкротившегося автохолдинга РРТ Олег Барабанов отбился от долгов на 14 млрд. рублей и вернулся на рынок, чтобы торговать автомобилями Subaru и Nissan

По данным газеты «Деловой Петербург», Олег Барабанов официально вернулся в автобизнес. Под контроль бизнесмена перешла Объединенная автомобильная компания (ОАК), которой владел его экс-партнер по обанкротившемуся автохолдингу "РРТ" Андрей Ивойлов. Одновременно Олег Барабанов договорился о продаже дилерского направления Lada казахстанской "Азия Авто".

Как рассказал Олег Барабанов, сделка по продаже ему ОАК закрыта. Андрей Ивойлов вышел из компании, где ему принадлежало 90% (еще 10% у Екатерины Шумлянской, адвоката ОАК). Следующий шаг - продажа "дочки" ОАК "Р-Моторс Лада", которая торгует автомобилями Lada в трех автоцентрах, казахстанской "Азия Авто".

"Теперь 90% долей в ОАК принадлежит мне. А сделка с "Азия Авто" началась в мае, и уже подписано соглашение о продаже ей "Р-Моторс Лада". Покупателям отходят в собственность два автоцентра по продаже Lada в Санкт-Петербурге - один на пр. Маршала Жукова площадью 1,8 тыс. м2, второй - на Выборгском шоссе, 31, площадью 3,8 тыс. м2. Также им передан договор аренды с компанией "Софит" - это здание автоцентра в Санкт-Петербурге на Пулковском шоссе, 76, площадью 4,3 тыс. м2", - рассказал Олег Барабанов.

Окончательно эти активы перейдут к "Азия Авто" 31 декабря 2017 года. Вырученные средства Олег Барабанов направил на выкуп у Андрея Ивойлова ОАК. Андрей Ивойлов полученные деньги направит на погашение кредитов перед банками, сам останется руководить "Р-Моторс Лада" в Петербурге при казахстанских акционерах.

"Мне поступило интересное предложение от партнеров из Казахстана с перспективой серьезного развития в городе", - сказал он.

Автохолдинг "РРТ" начал банкротиться в 2014 году, не выдержав высокой кредитной нагрузки на фоне падающего рынка. Ситуацию усугубило наличие у компании масштабной инвестиционной программы на 6 млрд. рублей. Общая задолженность перед кредиторами, основные из которых банк "Санкт-Петербург", ВТБ и др., составила около 4 млрд. рублей.

У РРТ было 27 автоцентров в 11 городах России, из них в Петербурге - девять. Из 27 в собственности находилось 23. В портфеле марки - Land Rover, Ford, Nissan, Subaru, Opel, Skoda, Hyundai, Cadillac, Chevrolet.

Перед банкротством в конце 2013 года Олег Барабанов и Андрей Ивойлов (у которого доля в РРТ составляла 7%) поделили бизнес. Андрей Ивойлов арендовал здания автоцентров РРТ, которые были проданы Олегом Барабановым для погашения долгов перед банками, и стал продавать там машины GM под брендом "Р-Моторс".

Он позиционировал себя в качестве самостоятельного бизнесмена, хотя участники рынка уверяли, что за ним стоит Олег Барабанов, который никуда из автобизнеса не уходил.

До 2016 года включительно Андрей Ивойлов набирал портфель брендов, а близкие к Олегу Барабанову компании на торгах выкупали автоцентры РРТ и получали новые франшизы.

В итоге была сформирована ОАК, в чей портфель вошли Nissan, Subaru и Lada, ряд других марок, а также имущественный комплекс. По итогам 2016 года ОАК занимает 5,4% на авторынке города. Выручка за этот период составила 11,7 млрд. рублей.

В 2016 году к Олегу Барабанову был подан иск о личном банкротстве, но весной 2017 года арбитражный суд утвердил мировое соглашение между бизнесменом и кредиторами. В итоге Олег Барабанов выплатит им 34 млн. рублей вместо 14 млрд.

"Я и не собирался уходить из автобизнеса, - говорит Олег Барабанов. - Возникли обстоятельства, которые заставили изучить более полно юридические науки и перетряхнуть свои активы. Чем я и занимался последние 4 года. Я полон сил и энергии, есть много хороших идей и огромный опыт".

Автоэксперты приветствуют возвращение известного бизнесмена, изумляясь его способности взять в долг миллиарды, а вернуть миллионы, заключив при этом мировое соглашение с кредиторами.

"Олег Барабанов проявил себя как человек, способный работать в состоянии жесточайшего стресса, и сильный переговорщик. Хорошо, что на авторынке остаются яркие лидеры", - говорит управляющий партнер Университета продаж Виталий Новиков.

"Возврат в автобизнес - это начало новой и интересной перезагрузки Олега Барабанова. Скоро его имя вновь займет достойное место в рейтингах", - отмечает автоэксперт Евгений Пекарский.

В "Азия Авто" отметили, что "Р-Моторс Лада" является наиболее успешным дилером Lada в Петербурге, приобретение активов стало продолжением партнерства с АвтоВАЗом, когда в начале 2015 года была развернута программа по развитию сети в Сибирском, Уральском и Приволжском округах. "На рынке Петербурга, где позиции Lada традиционно менее сильны, наша задача - повышение рыночной доли марки", - сказали там.

"ОАК занимает более 30% на рынке Lada в Петербурге. Сделку с "Азия Авто" можно оценить в 700-900 млн рублей", - сказал Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto-Dealer-СПб".

"Азия Авто" создана в 2002 году в Казахстане. Это автосборочный завод, который выпускает Skoda, Chevrolet, KIA, Lada 4x4. Мажоритарным акционером является председатель совета директоров Анатолий Балушкин (состояние - $136 млн, по данным Forbes), также в 2017 году 10% выкупил Даурен Жаксыбек (состояние - $498 млн, Forbes).

Акционером компании также является АвтоВАЗ с долей 25%, идет строительство завода в Усть-Каменогорске мощностью 120 тыс. автомобилей.

Компания является дилером Lada в России, имея 18 центров в 13 городах России. В 2016 году она продала 6,6 тыс. машин (2,5% российского рынка). После приобретения петербургских активов ("Р-Моторс Лада" продала в 2016 году 3,5 тыс. машин) объем продаж составит не менее 10 тыс. автомобилей, что позволит занять долю рынка России 4% и стать лидером среди дилеров марки.

В Петербурге работает 13 центров Lada, но два из них, которые принадлежат "Спарз", концерн закроет с 1 июля. Таким образом, в городе остается 11 центров марки - по одному у "СПАРЗ", "Питер Лада", "Интей Лада", "Строительной компании", ГК "Дакар", три у ГК "Терра Авто" и три у "Р-Моторс Лада" (ОАК). Одновременно АвтоВАЗ хочет открыть еще один автоцентр.

В 2016 году в городе было продано 11,9 тыс. машин марки, что на 26% больше, чем годом ранее. Учитывая масштабы нового игрока, дилерам Lada в этом году жить будет весело, констатирует Евгений Пекарский.


Вернуться к списку новостей


Дополнительно: