28 мая 2018 г. юристы ALTHAUS Legal защитили интересы работников в споре против АО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р»

Юристы ALTHAUS Legal защитили интересы работников (Истцы) в споре против АО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р». Истцы фактически исполняли обязанности капитана морского судна - катеров NORD STAR PATROL, хотя правоотношения между сторонами оформлялись путем заключения гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг.

В целях надлежащего урегулирования существующих отношений, Истцы обратились в суд с иском о признании трудовыми отношений, возникших на основании гражданско-правовых договоров.

Судами нижестоящих инстанций в удовлетворении заявленных требований было отказано в полном объеме.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посчитала необходимым пересмотреть решение:

1. В силу прямого указания закона (абз. 3 ст. 19.1 ТК РФ) срок для признания отношений по гражданско-правовому договору трудовыми следует исчислять не с даты заключения договора, а с даты прекращения отношений. Таким образом, срок для подачи заявления пропущен не был.

Кроме того, Истцы изначально обратились с заявлением о признании отношений трудовыми именно к Ответчику в период действия спорных договоров.

А для ситуаций, когда соответствующее заявление подается в период действия спорных отношений, никаких пресекательных сроков не предусмотрено, что следует из буквального толкования норм ст. 19.1 ТК РФ.

2. Соистцы неоднократно ссылались на существенные для дела обстоятельства, а именно:

  cоистцам ежемесячно выплачивалась заработная плата,

  выплата заработной платы осуществлялась независимо от подписания актов об оказанных услугах,

  объем фактически выполняемых Соистцами обязанностей значительно шире перечня услуг, предусмотренного оспариваемыми договорами,

  результаты прокурорской проверки, в ходе которой установлено, что заключенные гражданско-правовые договоры, фактически прикрывают собой трудовые отношения между Истцами и Ответчиком.

3. Соистцы фактически исполняли обязанности капитана морского судна - катеров NORD STAR PATROL, согласно ст. 57 Кодекса торгового мореплавания

Согласно ч. 1 ст. 27 КТМ РФ, маломерные суда в обязательном порядке должны иметь следующие документы - судовой билет и судовую роль.

Согласно Приказа Минтранса России от 02.05.2012 N 122 Судовая роль служит основным документом, требуемым государственными властями и содержащим данные о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна.

Согласно п. 7 вышеприведенного приказа, в судовой роли указываются члены экипажа и иные лица, находящиеся на судне.

Как видно из представленной судовой роли, Истцы указаны в ней именно в качестве членов экипажа, занимающих должности капитана-моториста.

Согласно ст. 57 КТМ отношения между судовладельцем и членами экипажа регламентируются исключительно трудовым законодательством. Заключение же гражданско-правового для исполнения обязанности члена экипажа судна вообще не предусмотрено.

Именно в качестве лиц, замещающих должности капитанов, указывались во всей официальной переписке с портовыми властями морского порта Новороссийск.

В ходе судебного разбирательства коллегия обращала внимание на доводы и доказательства, свидетельствующие о выполнении Истцами именно трудовой функции, а не оказание услуг по гражданско-правовому договору. Перед Ответчиком и третьими лицами Истцы выступали в качестве работников.

Результат судебного заседания: требования удовлетворены. Дело направлено на новое рассмотрение в Приморский районный суд г. Новороссийска в ином составе суда.

"Все представляется логичным и обоснованным. Поводом отмены судебных актов нижестоящих инстанций послужило нарушение норм материального права, а именно неприменение статьи 19.1 ТК РФ, подлежащей применению», - прокомментировал Дмитрий Палин, советник ALTHAUS Legal.


Вернуться к списку новостей


Дополнительно: