«Яндекс» стал единственным владельцем агрегатора скидок «Едадил»

По данным газеты «РБК daily» и информационного агентства AK&M, «Яндекс» увеличил с 10 до 100% свою долю в стартапе «Едадил», который развивает одноименное мобильное приложение, позволяющее получать информацию об акциях в ближайших магазинах, персональные купоны на скидку, а также кешбэк. О сделке рассказала основатель «Едадила» Наталия Шагарина и подтвердил представитель «Яндекса».

Каталог со скидкой.

Наталия Шагарина - бывший продакт-менеджер «Яндекса». Идея запустить электронный каталог, в котором будут собраны скидки на продукты и хозтовары из ближайших магазинов, пришла ей в 2010 году, но создать продукт удалось только во время декретного отпуска в 2012 году.

В апреле 2015 года было зарегистрировано ООО «Едадил». Кроме Шагариной долю в компании (10%) получил программист Святослав Иванов, создавший техническую часть проекта. «Яндекс» впервые вошел в капитал «Едадила» в середине 2015 года, получив 10% (у Наталии Шагариной оставалось 80% компании).

Стороны не раскрывали условий сделки. Отказались они сообщить и сумму, которую «Яндекс» заплатил за увеличение доли до 100%.

По оценке аналитика Sova Capital Александра Венграновича, 100% «Едадила» могут стоить 600-800 млн. руб., то есть за 90% «Яндекс» мог заплатить 540-720 млн.

«Максимальная стоимость такой компании может составлять около пяти ее годовых выручек. Компания убыточна, но ее основная ценность состоит в доступе к аудитории», - рассказал Венгранович.

Пользоваться сервисом можно через мобильное приложение и сайт компании. Изначально «Едадил» развивал только рекламную модель: производители и сети размещали информацию об акциях.

В 2016 году появились купоны - при сканировании на кассе их предъявителю предоставляется скидка. С декабря 2017 года пользователи могут получать кешбэк по определенным товарам из каталога, если сканируют QR-код своего чека. «Едадил» получает процент с каждого предъявленного купона или сканированного чека (размер не раскрывается).

В сентябре 2018 года, по данным «Едадила», у приложения было более 6,2 млн. пользователей (по данным MediaScope, на август 2018 года в городах с населением более 100 тыс. человек у приложения было 7 млн. посетителей, оно занимало 19-е место по популярности у российских пользователей).

Партнерами сервиса являются более 650 ритейлеров, а также топ-50 крупнейших производителей FMCG (Fast Moving Consumer Goods - товары повседневного потребления) в России.

Выручка «Едадила» в 2017 году равнялась 39,977 млн. руб., у его «дочки» «Едадил Промо» - 106,4 млн. руб., по данным СПАРК. Чистый убыток составил 95,63 млн. и 90,4 млн. руб. соответственно.

Знатоки потребительских душ.

По словам Шагариной, оборот food modern trade (сетевые и несетевые продуктовые магазины самообслуживания) в России составляет 8 трлн. руб. в год, из которых 3,8 трлн. руб. приходится на продажи по промоакциям.

Однако сами сети и производители FMCG пока еще относительно немного тратят на продвижение через цифровые каналы, предпочитая телевизионную рекламу.

По данным Adindex, в 2017 году в топ-3 крупнейших рекламодателей в России входили компании - производители FMCG PepsiCo, Nestle и Procter & Gamble. При этом бюджет PepsiCo на ТВ-рекламу составлял 5,4 млрд. руб., а на рекламу в интернете - лишь 824 млн. руб.

«Едадил» позволяет производителям таргетировать рекламу на тех, кто проявил интерес к той или иной категории товаров, и стимулировать лояльность конкретных покупателей, предлагая им скидки на любимые продукты.

«Производитель сохраняет клиента, а потребитель покупает любимые продукты с оптимальной скидкой и не переключается на другие бренды», - указала Шагарина. Она отметила, что «Едадил» «достаточно давно называл себя экспериментальным проектом «Яндекса».

«Мы знали, что проект в случае успеха станет частью «Яндекса». Сделка - признание нашего успеха», - говорит Шагарина. Благодаря возможной синергии с популярными сервисами «Яндекса» компания рассчитывает развивать новые инструменты для FMCG, например возможность раздавать стимулирующие призы тем, кто сканирует чеки и получает кешбэк.

Также «Едадил» намерен добавить в каталог фармацевтические продукты, на которые не требуются рецепты, и уже запустил эксперимент с одеждой и обувью. Например, когда пользователь ищет определенный предмет гардероба, ему могут предложить модель от магазинов-рекламодателей, а потом проверить, действительно ли вещь была приобретена.

«У «Яндекса» есть доступ к большой аудитории. Благодаря покупке «Едадила» холдинг сможет доказать клиентам из сферы FMCG, что рекламируемый товар и правда купили. Это должно увеличить долю «Яндекса» в рекламных бюджетах подобных компаний», - считает Шагарина.

«Едадил» также можно будет интегрировать с другими сервисами «Яндекса». «Например, когда пользователь проходит или проезжает мимо продуктового супермаркета или просто решил найти ближайшие магазины, ему могут показать, что в конкретной точке рядом с ним доступен купон на такой-то товар», - рассказала она.

Директор по технологиям «Яндекса» Михаил Парахин подтвердил - им интересны разные сценарии в поведении покупателей на FMCG-рынке. Компания видит перспективы в объединении сценариев «Едадила» со своими продуктами, обладающими большой аудиторией, отметил он. Однако конкретных показателей, которых «Яндекс» может достичь за счет приобретения, не назвал.

Нетайный покупатель.

«Едадил» много инвестировал в привлечение активной аудитории своего мобильного приложения, в чем, несомненно, добился больших успехов, - отметил сооснователь маркетинговой платформы CallToVisit Дмитрий Егоров. - Их многомиллионная аудитория позволяет формировать единую базу данных о совершаемых покупках конкретного человека (за счет знания номера телефона или адреса электронной почты)».

Он считает приобретение удачным для «Яндекса» - оно позволит предлагать рекламодателям более совершенные рекламные продукты, а также расширить экосистему сервисов, добавив в него сервис кешбэков.

У основного конкурента «Яндекса», Mail.Ru Group, есть соцсети, в которых уже содержится много данных о предпочтениях пользователей, то есть «Яндекс» стремится лидировать на данном направлении, рассуждает Егоров.

Как пояснил управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава, «Яндекс» выстраивает единую экосистему вокруг своих базовых сервисов, таких как поисковик, «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Такси».

«Покупка «Едадила» - это стратегический шаг, за последние несколько лет «Яндекс» осуществил около десятка сделок, которые направлены на усиление его основных направлений. Главная цель - укрепление конкурентных позиций относительно Mail.Ru Group и других игроков», - указал он.

Чачава отметил, что обычно полная интеграция новых компаний занимает у «Яндекса» около года, первые эффекты от приобретения появляются в течение трех-четырех месяцев.

Зачем знать о покупках интернет-пользователей.

Согласно исследованию Cracked Labs, основными источниками информации об интернет-пользователях являются информационные брокеры, например Acxiom и Oracle.

Они накапливают информацию о людях десятилетиями - сначала данные брались из публичных источников (телефонных справочников, судебных записей, анкет и т.д.), сейчас используются и цифровые источники (крупные ИТ-компании, собирающие данные о телефонных разговорах, транзакциях, активности в интернете и пр.).

Еще один источник данных - программы лояльности, с помощью которых компании устанавливают связь между конкретными людьми и данными об их покупках. Так, Acxiom сотрудничает с Ibotta, предоставляющей кешбэк по различным покупкам.

У каждого человека в системе Acxiom есть уникальный ID - код, связанный с его электронной почтой, номером телефона, геолокацией, IP-адресом и cookie. Такой ID приписывается к различным категориям, в которые попадает человек.

Клиент Acxiom может предоставить компании номер телефона или электронную почту интересующего его человека, а взамен получить информацию о его категориях.

Сейчас такая информация используется в основном для настройки таргетированной рекламы в интернете или скоринга, но в перспективе компании могут, например, использовать ее для персонализации динамического ценообразования (цены на товары в интернет-магазине смогут меняться в зависимости от того, кто его посетил).

С помощью геотаргетинга компании смогут влиять на решение пользователя о покупке, показывая ему ту или иную рекламу в нужном месте в нужное время.

Yandex N.V. - крупная интернет-компания, владеющая поисковиком "Яндекс" и рядом интернет-сервисов.

По итогам второго квартала 2018 года выручка головной компании «Яндекса» Yandex N.V. равнялась 29,7 млрд. руб., чистая прибыль - 33,3 млрд. руб. (5,3 млрд. без учета сделки по продаже доли в «Яндекс.Маркет»). Основная часть выручки - 64% - приходилась на онлайн-рекламу.

Чистая прибыль Яндекса по US GAAP за первое полугодие 2018 года выросла до 35,182 млрд. руб. с 4,303 млрд. руб. годом ранее. Выручка увеличилась на 32% до 56,245 млрд. руб. с 42,756 млрд. руб., операционная прибыль - на 18% до 7,507 млрд. руб. с 6,372 млрд. руб., скорректированный показатель EBITDA - на 17% до 16,546 млрд. руб. с 14,087 млрд. руб.

Чистая прибыль II квартал 2018 года выросла до 33,331 млрд. руб. с 3,484 млрд. руб. годом ранее. Выручка увеличилась на 34% до 29,672 млрд. руб. с 22,104 млрд. руб., операционная прибыль - на 45% до 4,348 млрд. руб. с 2,997 млрд. руб., скорректированный показатель EBITDA - на 23% до 8,842 млрд. руб. с 7,213 млрд. руб.


Вернуться к списку новостей

10.12.2018 «Яндекс» довел долю в совместной с «Просвещением» компании до 95%
01.11.2018 «Яндекс» задумался о защите от поглощений
24.10.2018 Яндекс.Такси купил онлайн-платформу для управления таксопарками НауТакси
18.10.2018 «Яндекс.Такси» покупает петербургскую «Партию еды»
19.10.2018 Сбербанк не предлагал выкупить акции Яндекса и не получал такого предложения
19.10.2018 Источники узнали о планах Сбербанка купить треть Яндекса



Дополнительно: