Бывший замминистра транспорта РФ приценивается к финской верфи

По данным газеты «Коммерсант», Виктор Олерский, в июне покинувший посты замминистра транспорта и руководителя Росморречфлота, вместе с совладельцем «Водохода» и «Пола Групп» Ришатом Багаутдиновым и «другими партнерами» ведет переговоры о покупке у Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) финской верфи Arctech Helsinki Shipyard, рассказали источники в отрасли.

Сделка может быть закрыта до конца года, сумма не раскрывается. Кроме денег ОСК получит Невский судостроительно-судоремонтный завод (Невский ССЗ) в Шлиссельбурге, бенефициары которого - Ришат Багаутдинов и Владимир Касьяненко.

О том, что сделка «на финальной стадии», заявил 30 октября 2018 года на заседании российско-финляндской межправкомиссии по экономическому сотрудничеству глава ОСК Алексей Рахманов.

В Минпромторге  сообщили, что вопрос продажи Arctech находится «на особом контроле». Там уточнили, что ОСК с августа вела переговоры с российскими инвесторами «для сохранения и использования данного актива в интересах РФ».

Источник, знакомый с деталями сделки, говорит, что основным вопросом остаются долги финской верфи: «По двум из трех историй платежей стороны договорились, но идут переговоры о формате капитального займа, который ОСК списать не может».

По словам собеседника, возврат средств планируется привязать к исполнению бизнес-плана Arctech на 10-15 лет, а «процентная история останется за ОСК». Он считает, что Невский ССЗ может быть интересен корпорации, поскольку загружен заказами, а в перспективе готов строить суда «река-море».

Другие источники на рынке называют и Arctech, и Невский ССЗ «проблемными активами», в первую очередь из-за долговой нагрузки.

ОСК выкупила Arctech в 2011-2014 годах у корейской STX Corporation. Верфь специализируется на судах ледового класса, выручка в 2017 году - 15,8 млрд. руб., чистый убыток - 2,7 млрд. руб.

В портфолио Невского ССЗ указаны сухогрузы и теплоходы, буксиры, морские танкеры, суда ледового класса Arc4, а в июне верфь выиграла конкурс на строительство паромов на СПГ Усть-Луга - Балтийск.

Проблемы Arctech начались в 2014 году, когда ОСК попала под санкции США и верфи стало сложно привлекать средства в зарубежных банках, мешала и девальвация рубля. В итоге Arctech получила убытки от строительства ледокола «Мурманск» для Росморпорта и была оштрафована на $50 млн. «Совкомфлотом» за задержку сдачи четырех судов для проекта «Сахалин-2», не смогла получить заказ на круизный лайнер для японской Peace Boat.

Затем ОСК безуспешно искала иностранных партнеров. В двадцатых числах октября 2018 года Алексей Рахманов сообщил, что у ОСК три предложения от претендентов на Arctech, пообещав сделать выбор «самое позднее на следующей неделе». Он отмечал, что одно из условий ОСК - после продажи сохранить доступ к интеллектуальной собственности и работу в кооперации.

Arctech считается возможным участником проектов строительства ледоколов на СПГ, которые планируют заказывать НОВАТЭК и «Атомфлот». По словам источников, знакомых с ситуацией, будущие собственники верфи уже ведут переговоры и поиск контрактов (речь может идти о круизных судах ледового класса, ледоколах и др.).


Вернуться к списку новостей


Дополнительно: