LetterOne собирается консолидировать испанского ритейлера Dia

Акционеры «Альфа-групп» могут всего за &euro,148 млн. получить контроль над второй в Испании розничной сетью, которая еще в 2015 году стоила &euro,5,5 млрд.

L1 Retail, подразделение LetterOne Михаила Фридмана и других совладельцев «Альфа-групп», предложила акционерам второй в Испании розничной сети Dia выкупить контрольный пакет акций.

Сейчас LetterOne принадлежит 29% акций ритейлера, который находится в глубоком кризисе - за последние четыре года компания подешевела в 20 раз. Теперь LetterOne, потратившая на скупку акций Dia &euro,700 млн, а затем вступившая в войну с ее менеджментом, обещает спасти сеть, вложив в нее еще &euro,500 млн.

Предложение остальным акционерам Dia о выкупе их бумаг структура LetterOne, L1 Retail, опубликовала 5 февраля 2019 года, днем. 69,34% акций Dia находятся в свободном обращении на Мадридской бирже, еще 1,65% - казначейские бумаги, остальные 29,01% - у L1.

Компания Фридмана готова выкупить все 70,99% за &euro,296 млн., но для успеха сделки будет достаточно согласия владельцев 35,5% акций компании, которые дадут L1 эффективный контроль над сетью (за такой пакет L1 придется заплатить всего &euro,148 млн.).

В таком случае L1 обещает инвестировать в уставный капитал компании еще &euro,500 млн., что должно помочь провести реструктуризацию, и предлагает пятилетний план развития под названием «Сделать Dia чемпионом» (Make Dia a champion) на основных рынках присутствия - в Испании, Бразилии, Аргентине и Португалии.

По мнению инвесткомпании, Dia в настоящее время находится в состоянии структурного упадка, а запланированная ею допэмиссия акций на 600 миллионов евро не в состоянии решить фундаментальные стратегические проблемы, а также проблемы с управлением и структурой капитала.

«Dia срочно требуется трансформация, осуществляемая командой менеджеров мирового класса с проверенным опытом работы в розничной торговле. Компания нуждается в свежем взгляде, новой стратегии и финансовом решении, которое учитывает требования краткосрочной ликвидности и обеспечивает долгосрочное будущее Dia»,- сказано в сообщении L1.

"Под руководством L1 Dia может вновь стать ведущим игроком в сфере розничной торговли продуктами питания в Испании, Бразилии, Аргентине и Португалии, на благо испанской экономике, в интересах всех заинтересованных сторон, включая клиентов, сотрудников, франчайзи, поставщиков, кредиторов и акционеров", - говорится в релизе.

L1 предложила акционерам Dia по &euro,0,67 за акцию (или &euro,417 млн. за 100%). Это премия в 56% к цене закрытия торгов 4 февраля 2019 года и 19,4% - к средневзвешенной цене за последние три месяца. После новости акции Dia на Мадридской бирже подорожали на 63%, ее капитализация составила &euro,435 млн.

Сделка также потребует одобрения от Национальной комиссии по рынку ценных бумаг (CNMV) Испании.

История инвестиции L1 в испанского ритейлера - абсолютно типичная для акционеров «Альфа-групп»: вложиться в падающий актив и добиться роста его капитализации. Скупать акции Dia L1 начала в 2017 году и потратила на это &euro,700 млн. (сейчас ее пакет стоит всего &euro,126 млн).

К тому моменту ритейлер уже за два года подешевел вдвое: в 2015 году его капитализация составляла &euro,5,5 млрд., на конец 2017-го - &euro,2,7 млрд. Но с момента захода L1 положение компании ухудшалось еще более стремительно - с конца 2017 года она подешевела ровно в 10 раз. 4 февраля 2019 года, перед появлением новости о предложении L1, Dia стоила &euro,267 млн.

Предложение L1 от 5 февраля 2019 года - ответ на предложенную советом директоров компании в декабре допэмиссию акций, в результате которой L1 пришлось бы вложить &euro,200 млн., только чтобы не размыть свои 29%.

За что идет борьба. Сеть магазинов Dia была основана в 1979 году, её штаб-квартира находится в Лас-Розас-де-Мадрид. На конец сентября 2018 года компания управляла 7 429 магазинами в Испании, Португалии, Аргентине и Бразилии, штат составляет 67 тысяч сотрудников. Также компания занимается дистрибьюцией потребительских товаров.

Чистая выручка ритейлера за девять месяцев 2018 года составила &euro,5,5 млрд. По данным Reuters, Dia - вторая по обороту розничная сеть в Испании. Dia испытывает финансовые трудности последние пять лет, но 2018-й год выдался особенно сложным.

FT объясняет резкое ухудшение результатов ритейлера выходом экономики Испании из долгового кризиса: потребители стали отказываться от сети низкобюджетных супермаркетов. Выручка компании за девять месяцев 2018 года упала на 9%, скорректированная EBITDA - на 24,1%.

Долг ритейлера перед банками составляет около &euro,800 млн., по трем облигационным займам - еще &euro,900 млн., и все эти обязательства нуждаются в реструктуризации, говорят источники Reuters.

Впрочем, самое резкое падение капитализации (на 74% с октября 2018 года) началось как раз после того, как L1 вступила в открытый конфликт с менеджментом сети: в октябре прошлого года компания опубликовала очередную плохую отчетность, а в декабре совет директоров представил свой план спасения сети. Представители LetterOne с ним не согласились и в знак протеста вышли из совета.

Проблемы испанского ритейлера похожи на те, что успешно преодолела X5 Retali Group под руководством Стефана Дюшарма, ныне возглавляющего L1 Retail, сказал Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-аналитики». С учетом опыта Дюшарма и квалификации L1 как стратегического инвестора план по восстановлению позиций Dia вполне реален, считает он.

В 2017 г. Михаил Фридман с партнерами инвестировал в иностранные компании более $5 млрд. Среди других розничных инвестиций L1 Retail - крупнейший в Европе ритейлер в сфере здоровья и красоты Holland & Barrett с более чем тысячей собственных магазинов и более 500 магазинов франчайзи или отделов в других торговых точек в 20 странах мира.

«L1 и вся система инвестиционных проектов, которую мы строим на Западе, - это совершенно новая жизнь. Здесь [в России] я все понимаю, я знаю, как решить вопрос, кто его может решить, как к этому человеку обратиться. А с L1 мы вступили на совершенно новую территорию. Для нас это вызов, это очень интересно и очень сложно», - рассказывал бизнесмен.

Что будет дальше? Перспективы плана L1 «сделать Dia чемпионом» оценить трудно. Но на европейском нефтегазовом рынке акционерам «Альфа-групп» удалось реализовать похожий план - купленная ими в 2014 году компания Dea теперь претендует на звание крупнейшего независимого производителя нефти и газа в Европе.

Правда, в этом Фридману и его партнерам помогал бывший глава BP и легенда мировой нефтяной отрасли - 70-летний лорд Джон Браун.

Фридман и партнеры, заработавшие $10 млрд. на продаже ТНК-BP, остаются едва ли не единственными российскими миллиардерами, которые активно строят новый большой бизнес на Западе, - тем интереснее наблюдать за их успехами, которые и инвестиционными идеями, и корпоративными войнами так напоминают о российской истории «Альфы».


Вернуться к списку новостей


Дополнительно: