Иркутская область может получить контроль над проблемной авиакомпанией ИрАэро

Российская частная авиакомпания "ИрАэро" перейдет под контроль Иркутской области. 51% акций перевозчика приобретет АО "Корпорация развития Иркутской области" (КРИО, 100% акций находится в собственности регионального Министерства имущественных отношений).

В развитии "ИрАэро" примут участие оператор аэропорта Жуковский - компания "Рампорт-Аэро" и банк "Солидарность" (один из основных партнеров авиакомпании, часть имущества перевозчика заложена в этом банке).

Пока между "ИрАэро", КРИО, "Рампорт-Аэро" и банком "Солидарность" подписан меморандум о взаимопонимании, следует из пресс-релиза управляющей компании аэропорта Жуковский.

Согласно меморандуму КРИО может купить 51% акций «ИрАэро», которые сейчас находятся в залоге у банка «Солидарность». С учетом долговой нагрузки вся «ИрАэро» может стоить не более 300 млн. рублей.

- Идет переговорный процесс, сейчас определяется стоимость, условия вхождения в проект, - сказал источник, знакомый с ситуацией. Он уточнил, что таким образом власти региона хотят спасти «ИрАэро», которая находится в непростой финансовой ситуации, и защитить ее от поглощения.

"Мы заинтересованы в сохранении перевозчика, который базируется в Иркутске. В случае вхождения КРИО в капитал станет возможным санировать компанию, реструктуризировать кредиты при участии банков и "Рампорт аэро" (управляет аэропортом "Жуковский", откуда "ИрАэро" хочет запустить несколько рейсов)", - сказал собеседник.

Однако, по словам генерального директора и одного из акционеров «ИрАэро» Юрия Лапина, решение продать корпорации развития Иркутской области контрольный пакет акций авиакомпании связано с тем, что «ИрАэро» нужны ресурсы на покупку самолетов МС-21.

"У нас есть намерения ввести область в состав учредителей. Дело в том, что приближается срок освоения МС-21, мы прекрасно понимаем, что приобретение самолетов - это колоссальные затраты, без помощи области мы не справимся.

Поэтому было предложение рассмотреть возможность, чтобы область какой-то период была одним из основных акционеров, и ей принадлежал контрольный пакет именно на период получения, освоения и внедрения в эксплуатацию МС-21", - сказал Лапин.

Он отметил, что предполагается обратный выкуп акций после завершения всех процедур по проекту МС-21. Сейчас власти Иркутской области и авиакомпания обсуждают условия сделки. "Это вопрос не такой быстрый. Планируем хотя бы к началу лета выйти на конкретные условия. Сумма сделки сейчас определяется", - сказал Лапин.

Авиакомпания намерена приобрести 10 самолетов МС-21. Пополнение авиапарка «ИрАэро» позволит расширить географию полетов, потому что данные самолеты будут летать как на внутренних рейсах, так и на международных, например, в Китай.

МС-21 - российский гражданский самолет нового поколения, собирается на Иркутском авиационном заводе, который входит в корпорацию "Иркут". Серийное производство МС-21 планируется начать в 2021 году.

«ИрАэро» - крупная региональная авиакомпания, базируется в Иркутской области. Базируется в международном аэропорту Иркутска, дополнительные узловые аэропорты находятся в Новосибирске, Магадане и Якутске. На рынке пассажирских и грузовых перевозок с 1999-го года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, акционерами авиакомпании являются ООО "Сиблана" и восемь физических лиц. Фактическими крупнейшими собственниками «ИрАэро» являются Юрий Лапин (генеральный директор) и Владимир Миронов (по 37,5 %).

Чистая прибыль в 2017 году (данных за 2018 год в системе пока нет) составила 64 млн. рублей, почти в два раза больше, чем годом ранее. Размер займов и кредитов на конец позапрошлого года достигал почти 1 млрд. руб.

География полётов - около 20 субъектов Российской Федерации, а также зарубежные страны и СНГ. Парк авиакомпании включает 15 Ан-24 и Ан-26, а также 6 самолётов Bombardier CRJ-200LR.

«ИрАэро» много лет занималась только региональными перевозками на самолетах Ан-24/26 и Bombardier CRJ200 вместимостью по 50 человек. Но в 2016 году она взяла в лизинг девять российских SSJ-100 (сейчас в парке осталось семь), а в 2018 году - три дальнемагистральных Boeing-777, которые ранее эксплуатировала обанкротившаяся «ВИМ-Авиа».

Источник «Интерфакса» тогда выражал недоумение:

- На рынке не все понимают, как «ИрАэро» так резко решилась на эксплуатацию этого типа после опыта, в основном, с российскими машинами. Под Boeing-777 не так просто найти пилотов и технических специалистов, ни управленцев.

В прошлом году компания использовала широкофюзеляжные суда для чартерной программы из городов РФ на китайский курортный остров Хайнань, но в декабре сообщила об остановке полетов. Причиной, по ее заявлению, стала задолженность туроператора "Жемчужная река" в размере $2,3 млн.

Оставшиеся на острове 1,5 тыс. российских туристов вывозились другими авиакомпаниями за счет средств фонда "Турпомощь". В отношении "ИрАэро" возбудили уголовное и административные дела.

Кроме того, у «Ираэро» возникли проблемы со взятыми в лизинг в 2017 году несколькими SSJ 100 производителя «Гражданские самолеты Сухого» в максимальной версии специально для полетов по маршрутам стороннего заказчика.

Эксплуатация двух самолетов в базовой комплектации была затруднена из-за технических трудностей с двигателем, из-за чего «Ираэро» судится с лизингодателем ГТЛК. В феврале 2019 года компания «Гражданские самолеты Сухого» подала в суд на авиакомпанию «Ираэро». Сумма иска составляет 549,7 млн. руб.

- В соответствии с достигнутыми соглашениями АО «Рампорт аэро» обеспечит условия для эффективного развития международной воздушной сети авиакомпании на базе аэропорта «Жуковский». В частности, уже в ближайшее время подмосковный аэропорт примет три Boeing-777, составляющих широкофюзеляжный флот «ИрАэро», - сообщил оператор «Жуковского».

Все три Boeing 777 авиакомпании забазируют в этом подмосковном аэропорту. В "Рампорт-Аэро" сообщили, что впоследствии Жуковский станет основным аэропортом для перевозчика в Центральной России: "Мы обеспечим коммерчески привлекательные условия для развития "ИрАэро".

Сейчас аэропорт и перевозчик разрабатывают программу полетов из Жуковского. Она еще не утверждена, но уже понятно, что в первую очередь будет ориентирована на Китай. Старт масштабной программы полетов в Поднебесную намечен на апрель 2019 года. Кроме полетов на B-777 авиакомпания расширит число маршрутов из Жуковского на самолетах Superjet 100.

Комментируя достигнутое соглашение, Губернатор Иркутской области Сергей Левченко отметил: «Это хорошая новость, мы возлагаем большие надежды на это партнерство. Международный аэропорт Жуковский совместно с авиакомпанией уже приступил к формированию программы рейсов в Китай.

АО «Рампорт Аэро» накоплен значительный опыт в части взаимодействия с туристическими операторами России и КНР, любые вопросы будут решены оперативно. Я уверен, что наш совместный проект будет успешным, принеся пользу всем участникам партнёрства», - заявил глава Приангарья.

Консультантом в рамках подготовки финальных соглашений выступит банк «Солидарность». Обновленная программа полетов авиакомпании будет представлена в ближайшее время.

АО "КБ "Солидарность" зарегистрировано в Самаре. Уставный капитал банка - более 10 млрд руб. По данным ЕГРЮЛ, один из четырех филиалов банка находится в Иркутской области.

Совет директоров банка возглавляет предприниматель Вадим Кумин, сотрудничающий с Коммунистической партией Российской Федерации (КПРФ, избирался депутатом Госдумы и баллотировался от нее в мэры Москвы). Интересно, что возглавляющий с 2015 г. Иркутскую область Владимир Левченко - член президиума Центрального комитета КПРФ.

По итогам 2018 г. "ИрАэро", чей уставный капитал составляет 40 тыс. руб., перевезла почти 670 тыс. пасс. (рост на 79% к 2017 г.) и заняла по этому показателю 19-е место в отрасли. В январе текущего года динамика роста пассажироперевозок "ИрАэро" снизилась до 17%.


Вернуться к списку новостей


Дополнительно: