Китайский продовольственный гигант может купить долю в новороссийском зерновом терминале КСК

По данным газеты «Ведомости», китайская COFCO ведет переговоры о приобретении доли в зерновом терминале КСК в Новороссийске, сообщили «Ведомостям» два человека, знающих об этом от разных сторон возможной сделки.

Представитель владельца КСК - «Делопортс» подтвердил, что сейчас идут переговоры о продаже доли в КСК китайской COFCO, но подробности не раскрыл. Обсуждается приобретение миноритарного пакета - до 25%, знают два собеседника «Ведомостей».

КСК - третий по величине зерновой терминал в Черноморском регионе России, входит в «Делопортс» - холдинговую компанию, владеющую стивидорными активами группы «Дело» Сергея Шишкарева в порту Новороссийск.

По данным специализирующегося на перевозке зерна железнодорожного оператора «Русагротранс», в сезоне 2017/18 г. через терминал было отправлено на экспорт 5 млн. т зерна.

В 2013 г. партнером по этому проекту стала американская Cargill - она выкупила у «Делопортс» долю 25% плюс 1 акция. Cargill в переговорах с COFCO не участвует, говорит человек, близкий к одному из владельцев КСК.

Госкомпания COFCO основана в 1949 г., она ведущий поставщик сельскохозяйственной продукции: зерна, масла, сахара и хлопка. По данным Fortune, в 2017 г. выручка составила $69,7 млрд., чистая прибыль - $393,5 млн. Более половины дохода компании приносит зарубежный бизнес, отмечается на ее сайте.

В 2015-2017 гг. COFCO приобрела компании Noble Agri и Nidera, которые занимались в том числе трейдингом в России. По данным «Русагротранса», в июле 2018 г. - апреле 2019 г. COFCO заняла 16-е место среди крупнейших экспортеров зерна из России, отгрузив 444 000 т.

Выручка КСК по МСФО в 2018 г. составила 6 млрд. руб., чистая прибыль превысила 4 млрд. руб.

Об интересе COFCO к терминалам на юге России сообщал РБК в 2018 г. Всем глобальным компаниям интересен Черноморский регион - это самый быстро растущий экспортный хаб в мире, говорит директор аналитической компании «Совэкон» Андрей Сизов.

КСК - интересный актив, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Это один из крупнейших терминалов, он существенно увеличивает мощности, в дальнейшем сможет принимать и сверхмощные сухогрузы Post-Panamax, перечисляет он.

Стоимость всего актива может составлять около 25 млрд. руб., следовательно, 25% может обойтись более чем в 6 млрд. руб., оценивает Рылько.

COFCO планирует удвоить закупки зерна в Причерноморском регионе, говорил в мае глава COFCO Чи Цзинтао. Собственный терминал позволит компании нарастить закупки зерна в России и поставки на экспорт, указывает Рылько.

COFCO сможет активнее поставлять зерно в традиционные для экспортеров из Новороссийска страны - Египет, другие страны Африки, на Ближний Восток. В дальнейшем, когда Китай наконец сертифицирует зерно из европейской части России, компания сможет начать поставки и в Китай, продолжает Рылько.

Ранее китайский холдинг Joyvio Beidahuang Agricultural Holdings (JBA) сообщил о планах вложить почти 10 млрд. руб. в российское сельское хозяйство вместе с Фондом развития Дальнего Востока.

Предприятие будет выращивать рис и сою, а также займется глубокой переработкой сои и будет отправлять продукцию на экспорт. Впрочем, пока рано говорить о том, что китайские компании массово готовы инвестировать в Россию. Это не приоритетное направление - им намного интереснее США и Европа, считает Сизов.



Вернуться к списку новостей


Дополнительно: