Завершившие слияние «Красное и белое» с «Дикси» и «Бристолем» стали новым достойным соперником лидерам российской продовольственной розницы

Как пишут «Ведомости», в последние несколько лет в российской рознице сложился, можно сказать, статус-кво: два лидера, которые по масштабам бизнеса далеко впереди ближайших конкурентов и которые заняты в основном соперничеством друг с другом, и второй эшелон, который старается не столько догнать лидеров, сколько хотя бы не растерять имеющиеся позиции.

Теперь у лидеров, владельца «Пятерочек» X5 Retail Group и сети «Магнит», наконец появился достойный соперник: «Дикси», сети алкомаркетов «Бристоль» и «Красное и белое» закончили слияние.

В новой компании чуть более 51% принадлежит владельцам «Дикси» и «Бристоля» - структурам Игоря Кесаева, Сергея Кациева и их партнеров, остальное - у основателя «Красного и белого» Сергея Студенникова и его жены Елены Соболевой. Объединенная компания станет третьим по обороту розничным ритейлером в России.

Новому игроку, конечно, далеко по выручке до X5 или «Магнита». За январь - июнь 2019 г. у X5 выручка составила 839,7 млрд. руб., у «Магнита» - 643 млрд. руб., а суммарный оборот «Дикси», «Красного и белого» и «Бристоля» - около 374,8 млрд. руб., по данным Infoline.

Да, отрыв велик, но у бывшего № 3 в ритейле - сети «Лента» - полугодовая выручка не дотягивает и до 200 млрд руб. А 3%-ные темпы роста продаж «Ленты» не сравнятся ни с темпами у двух лидеров (10-15%), ни с показателями у объединенной сети алкомаркетов и «Дикси» (20,5%, по данным Infoline).

Другие ближайшие конкуренты пока тоже не обещают бурного роста. Еще недавно входивший в тройку лидеров на российском рынке французский «Ашан» переживает непростые времена: покупатели перестали считать, что трата времени на поход в эти гипермаркеты компенсируется выгодными ценами.

Не помогает пока и обновление московских гипермаркетов, затеянное чуть больше года назад. Оборот «Ашана» за январь - июнь 2019 г. сократился, по оценке Infoline, почти на 12%.

Следующий крупный игрок в российской торговле - немецкая сеть оптовых центров Metro, которая ориентируется не столько на розничных клиентов, сколько на закупщиков для общепита, небольших магазинов, гостиниц и другой бизнес. Она также пока занята попытками остановить отток клиентов и сокращение продаж.

Сеть гипермаркетов «О",кей» уже несколько лет также переживает затяжной кризис с оттоком клиентов, а ее новый, малый формат дискаунтеров «Да!» слишком мал, чтобы исправить положение.

На этом фоне растущий более чем на 20% объединенный бизнес «Дикси» и алкомаркетов выглядит серьезным соперником. Драйвер роста группы - «Красное и белое», выручка которого растет более чем на 30% по итогам первого полугодия 2019 г., по данным Infoline. За этот год сеть компании уже выросла примерно на 800 точек, рассказывал в середине сентября 2019 года на встрече с журналистами Студенников.

На конец сентября в России работало почти 85 00 этих алкомаркетов. В офисе компании в башне «Меркурий тауэр» в деловом центре «Москва-сити» висит грифельная доска, где каждый день меняются цифры общего числа магазинов этой изначально челябинской сети.

Но через 2-3 года потенциал роста просто за счет открытия новых точек по всей стране будет исчерпан, полагает Студенников. Лидеры - и Х5, и «Магнит» - уже постепенно замедляют рост сети и ищут новые источники: в магазинах новых форматов (оптовых центрах, складах, алкомаркетах), новых технологиях и электронной коммерции. Их соперник не спешит заявлять, что строит модную «экосистему» или «омниканальный ритейл».

«Моя позиция наблюдательная - надо посмотреть, а потом сделать лучше», - говорит Студенников. Можно быть пионером, инвестировать в новые направления с непредсказуемой отдачей таких инвестиций.

«А можно посидеть, подождать и прийти на уже готовый рынок, как мы это сделали в 2006 г., - продолжает предприниматель. - Мы посмотрели, где можно сделать чуть лучше, где и какие углы можно срезать и какие ниши можно занять».

Сработает ли эта тактика, покажет время. Но именно она помогла «Красному и белому» уже один раз завоевать рынок с крупнейшей в стране сетью магазинов алкогольной продукции.















Вернуться к списку новостей

18.09.2019 «Красное и белое», «Дикси» и «Бристоль» завершили слияние
05.07.2019 Ритейлер «Красное и белое» перерегистрировался на Кипре
08.05.2019 Гонка длиною в 6 лет: что стоит за слиянием сетей «Красное & Белое», «Бристоль» и «Дикси»
30.04.2019 ФАС разрешила объединить «Дикси» и «Красное и белое»
30.01.2019 Слияние или «отжим»: история сети «Красное и Белое» — от взлета до продажи
21.01.2019 Владельцы «Дикси», «Бристоля» и «Красное & белое» объединяют бизнес



Дополнительно: