«Почему мы инвестировали 30 млн. рублей в «тёмную» кухню «Много лосося». Рассказывают инвестор Владимир Христенко и площадка United Investors

По данным информационного портала Vc.ru, бывший гендиректор нефтесервисной компании "Римера", сын председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко и президент биофармацевтической компании ",Нанолек", Владимир Христенко вложился в российский фудтех-стартап ",Много лосося",.

Вместе с партнерами предприниматель инвестировал в ",темную кухню", проекта 30 млн. рублей. Полученные средства пойдут на развитие компании. Инвестиция прошла на площадке United Investors.

Суть проекта.

«Тёмные» кухни - рестораны без зала, которые работают только на доставку, в каноническом случае - через агрегаторы, но некоторые и через свою. Нет зала - меньше расходов на аренду, больше выбор локаций, ниже инвестиции, выше скорость открытия точек.

Нынешний рост агрегаторов, Delivery Club и «Яндекс.Еды», упростил запуск таких проектов для новичков. Один из свежих проектов - «Много лосося». Меню соответствует названию, основные блюда - с лососем, и рыбы там и правда много.

Проект запущен в июне 2018 года двумя партнёрами - Яковом Менделеевым и Александром Мутовиным. Оба не имели опыта в ресторанном бизнесе, Яков успешно занимался развитием Uber, а позже «Яндекс.Такси» в городах России и Прибалтики, Александр выходец из стратегического консалтинга, возглавлял управление корпоративной стратегии в «Норникеле».

Вместе они запустили MVP проекта, выкупив умирающий цех доставки суши и самостоятельно составив первое меню.

Проект очень быстро стал набирать обороты, однако через некоторое время стало понятно: сохраняя в центре модель «тёмной» кухни, её можно и нужно комбинировать с элементами традиционной модели.

Это было связано с тем, что агрегаторы ещё не достигли того уровня зрелости, чтобы давать достаточные зоны доставки и необходимое количество курьеров, а клиенты ещё не совсем доверяли брендам без офлайн-присутствия.

Сначала, для расширения зоны доставки поверх зоны доставки силами агрегатора (весьма небольшой), добавилась своя доставка. Потом для работы с клиентами, которым комфортнее заказывать «по старинке» через сайт, сделали сайт (за один день).

После, открывая новые точки, решили небольшую часть комбинировать с так называемым офлайн-форматом (залом на три-четыре столика или зоной take-away). Это позволило повысить доверие к бренду, при этом комбинированные точки сохраняли свой фокус на доставку, а прирост аренды с лихвой покрывался офлайн-покупателями.

В итоге получилась модель, которая смогла показать стремительный и устойчивый рост оборота. Общая стратегия проекта - покрыть точками Москву и выйти к концу 2020 года на месячный оборот более 40 млн. рублей, что в годовом исчислении должно дать 500 млн. рублей в 2021 году. Под этот этап проект и привлёк инвестиции.

Дальнейший рост будет обеспечен за счёт вывода новых концепций и выхода на другие крупные города России. По сути, «Много лосося» станет первым шагом, после которого по тем же рельсам, но уже сразу с охватом на всю Москву могут выводиться новые гастрономические концепты. В перспективе это позволит мультиплицировать выручку до $100-200 млн. в год.

Показатели.

В июне 2018 года проект стартовал с месячной выручкой менее 500 тысяч рублей, в сентябре 2019 года проект пробил планку в 10 млн. рублей в месяц, в октябре - более 15 млн. рублей.

При этом выручка через агрегатора (проект работает только с Delivery Club) составила более 80%. По операционному потоку, с учётом команды, проект работает в ноль, деньги инвесторов идут в основном на развитие новых точек и дооснащение предыдущих.

Всего до привлечения инвестиций команда потратила своих и партнёрских 8-10 млн. рублей.

В настоящее время, согласно ЕГРЮЛ, фаундерам принадлежит по 30,89% компании, по 10,29% владеют Илья Мутовин и Виталий Бедарев [значится экс-соучредителем медцентра ",Сонар",]. Владельцу нескольких челябинских компаний Михаилу Фишеру и Ирине Христенко принадлежит по 8,83%.

Мнение инвесторов.

«Мы верим в рынок foodtech. Люди никогда не перестанут есть каждый день. Россия - относительно бедная страна, продукты - главная статья расходов населения, по статистике 2018 года - уже 30% всех трат, и это число не включает в себя кафе, столовые и алкоголь.

Кроме размера рынка, важно, что развитие «тёмных» кухонь идёт за счёт одного из ключевых трендов развития экономики. Люди освобождаются от домашнего хозяйства, быт становится проще. В каждом поколении мы готовы выделять на глажку, готовку, уборку, стирку всё меньше и меньше времени и сил. Дом - место для отдыха и развлечений, а не работы.

Дополнительный фактор - взрывной рост агрегаторов доставки с собственными курьерам, они меняют рынок и создают нишу прямо сейчас.

В итоге «Много лосося» развивается «на волне», а не идёт против ветра. Мы были очень рады показать нашим инвесторам их презентацию», - Александр Горный, сооснователь United Investors.

«Мы выбрали этот проект по ряду причин. Во-первых, это перспективность рынка доставки еды и самой модели «тёмных» кухонь. Этот рынок стремительно растёт, и агрегаторы на глазах становятся его ключевыми игроками. Модель «тёмной» кухни максимально адаптирована для доставки, и это гарантирует ей быстрый рост.

Во-вторых, сам проект на момент нашего знакомства выглядел весьма обнадеживающе. Ребята успешно показали работу двух точек и динамику их роста, подтвердили привлекательность выбранной гастроконцепции, показали работу базовых процессов.

Привлекала как инвестора редкая комбинация рачительного отношения к деньгам и при этом нацеленность на быстрый рост. В отличие от других известных проектов, они не были в минусе операционно, точки открывали быстро (за неделю) и за относительно небольшие деньги.

Важно, что у проекта высокий средний чек (1 300-1 400 рублей), это отличает его от той же «Кухни на районе», но при этом он смог наращивать продажи без включения в состав именитых партнёров вроде Варламова.

В-третьих, у проекта есть перспектива последующего кратного роста, тут главное - создать мощности и процессы для оперативного вывода новых концепций. Полученные деньги планируется как раз направить на развитие сети в Москве и на выстраивание такой инфраструктуры.

Наконец, нам нравится их еда, мы регулярно заказываем у них и даём обратную связь. Уверены, у ребят всё получится», - Владимир Христенко и партнёры - инвесторы проекта.


Вернуться к списку новостей


Дополнительно: