Американский ритейлер стал совладельцем сети Familia

Американская компания TJX Companies стала совладельцем российской сети магазинов одежды и предметов для дома Familia, пишут "Ведомости" со ссылкой на сообщения обеих компаний. За $225 млн. TJX приобрела 25% в Familia у ее акционеров. Продавцами выступали все совладельцы, в какой пропорции - представитель сети не раскрыл.

Миноритарная доля предоставит TJX право выдвигать своего кандидата в состав совета директоров сети, говорится в сообщении Familia. Акционерами Familia остаются основатели компании, фонды Goldman Sachs и Baring Vostok, отмечается в сообщении.

Для TJX речь идет о «возможности инвестировать в авторитетный ритейлер формата off-price со значительным потенциалом роста на российском рынке», указано в ее пресс-релизе.

Для Familia решение TJX - «подтверждение лидирующего положения компании на российском рынке и устойчивости ее бизнес-модели», - указал в сообщении гендиректор сети Константин Надеждин.

Это первая сделка в российском ритейле с участием американской компании с 2014 года, когда США начали вводить санкции против России, отмечает Financial Times.

TJX Companies - крупная американская компания, владеющая магазинами одежды и товаров для дома TJ Maxx в США, TK Maxx в Европе и другими. По всему миру ей принадлежит более 4 300 торговых точек.

В 2018 году компания сообщила о доходах в $39 млрд., что на 9% выше ее доходов в 2017-м. В рейтинге крупнейших по выручке компаний мира Fortune 500 TJX занимает 317-е место.

Familia, основанная в 2000 г., позиционирует себя как сеть магазинов одежды и товаров для дома в формате off-price - т. е. предлагает продукцию брендов со скидкой от 40% до 85%. Фокус на закупки крупных объемов напрямую у поставщиков и оптимизация издержек позволяют минимизировать наценку, говорится на сайте сети.

Бенефициар операционной компании Familia - люксембургская Familia Trading S.a.r.l. На конец 2018 г. в ней было 30,3% у фирмы Дмитрия Луковникова, 20,2% у структуры Германа Ошкордина, у инвестиционного подразделения Goldman Sachs - 25%, у структуры Baring Vostok - 24,5%.

О том, что Goldman Sachs и Baring Vostok инвестировали в Familia, стало известно в 2016 г. С их появлением бизнес Familia заметно вырос. Если на конец 2016 г. у нее было около 140 точек, то сейчас - 278.

Покупка доли в Familia позволит TJX получить доступ к российскому рынку, инвестировав в известного ритейлера в низком ценовом сегменте с существенным потенциалом роста, говорится в сообщении американской компании.

Примеров вложений американских сетей в российскую розницу практически нет, кроме инвестиций Walgreens Boots Alliance в «Аптечную сеть 36,6», говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

TJX выступает финансовым инвестором, уточнил «Ведомостям» гендиректор Familia Константин Надеждин. По его словам, иных кандидатов на покупку доли в Familia не искали: «Эта компания - ориентир для нас как лидер в сегменте off-price».

$225 млн. за 25%, или более 14 EBITDA, - это «фантастически высокая оценка российского ритейлера», восхищается Бурмистров. Единственная российская публичная компания в близком к Familia сегменте - «Обувь России» - оценивалась чуть выше 4 EBITDA (данные «ВТБ капитала» на сентябрь 2019 года).

Такая оценка Familia основана на ее лидерских позициях и перспективах роста, а также на том, что компания рентабельная и очень эффективная, рассуждает Бурмистров: «Сейчас Familia, по сути, единственный игрок в off-price-сегменте, вряд ли у него когда-либо появится в России заметный конкурент».

В обозримой перспективе, отмечает Надеждин, партнеры не будут обсуждать возможности увеличения доли TJX в Familia. На вопрос, планируется ли сделать компанию публичной, он ответил, что Familia генерирует стабильный денежный поток, который позволяет самим финансировать развитие: «Мы рассматриваем все возможности, но сейчас такой вопрос не стоит».

TJX и Familia, рассказал Надеждин, продолжат работать независимо друг от друга. В долгосрочной перспективе возможен обмен экспертизой и технологиями, прежде всего в логистике и управлении товарным запасом, добавил он.

Основные продажи Familia обеспечивает одежда, знает Бурмистров, здесь главные конкуренты Familia - онлайн-ритейлеры Wildberries, Ozon и маркетплейсы Tmall, «Беру!», Goods.

Преимущество Familia - самый широкий среди оффлайн-ритейлеров ассортимент из более чем 1,3 млн. товарных наименований, который уникален в каждом магазине, рассуждает эксперт: это позволяет привлекать трафик.

Исходя из возможностей рынка, инвесторы могут рассчитывать на удвоение сети в течение 5-6 лет, полагает Бурмистров. Вероятно, для этого ритейлеру потребуется открывать и более компактные форматы, чтобы развиваться в малых городах, а также в формате «магазин в магазине», как было эффективно реализовано в гипермаркетах «О",кей», полагает он.

В ближайшие 3-5 лет Familia планирует открывать по 50 магазинов в год, выходить в новые города, говорит Надеждин, но кардинально менять формат не собирается.


Вернуться к списку новостей


Дополнительно: