«Росатом» станет совладельцем купившей «Трансконтейнер» группы «Дело»

По данным газеты «РБК daily», о том, что «Росатом» станет совладельцем группы «Дело» Сергея Шишкарева, рассказали два источника, знакомых с деталями переговоров. Госкорпорация получит 30% в ООО «УК Дело», головной компании группы. По информации одного из собеседников РБК, о сделке может быть объявлено в ближайшие дни. В «Росатоме» и группе «Дело» от комментариев отказались.

Меньше недели прошло с того момента, как Шишкарев значительно масштабировал свой бизнес - 27 ноября 2019 года в ходе аукциона он приобрел 50% плюс две акции компании «Трансконтейнер», крупнейшего железнодорожного контейнерного оператора в России. В борьбе за актив он обошел структуры миллиардеров Романа Абрамовича и Владимира Лисина, предложив за контроль 60,3 млрд. руб. - почти вдове выше стартовой цены.

Зачем же госкорпорации потребовался бизнес «Дела»?

Как будет организована сделка.

Сделка между «Делом» и «Росатомом» будет организована в формате допэмиссии «УК Дело», в результате которой госкорпорация получит 30% в ее капитале. Сумму сделки источники РБК не раскрывают. Закрыть сделку с «Росатомом» планируется до конца 2019 года года, в совет директоров «УК Дело» войдут два представителя госкорпорации.

Переговоры между «Росатомом» и Шишкаревым начались уже после того, как бизнесмен объявил о своем намерении принять участие в аукционе за «Трансконтейнер», а госкорпорация получила статус единого инфраструктурного оператора по развитию Северного морского пути (СМП), рассказывает один из собеседников РБК, - это были «два параллельных процесса».

«К моменту начала переговоров «Росатом» уже активно вел работу в направлении по созданию логистики под СМП, и это, очевидно, требовало привлечения логистических компетенций. При этом вариант - самостоятельно выстраивать это направление - это долго и дорого, поэтому вариант партнерства и стал приоритетным», - объясняет источник РБК мотивы.

Финансировать покупку «Трансконтейнера» госкорпорация не будет. Как рассказывал сам Шишкарев, на покупку контрольного пакета контейнерного оператора он направит собственные средства и кредиты от Сбербанка.

Банк же будет выступать основным финансовым партнером при приобретении пакетов у других акционеров «Трансконтейнера» - ВТБ (24,84%) и «Енисей Капитала» Романа Абрамовича и Александра Абрамова (24,74%) и других миноритариев (0,42%) - в рамках обязательной оферты.

Для выкупа контрольного пакета оператора группа уже привлекла у Сбербанка первый кредит на 30 млрд. руб. (вместе с процентами и банковской комиссией - 36,511 млрд. руб.), в сообщении «Дела» уточнялось, что эта сумма составляет 127,45% от стоимости активов группы. Всего на выкуп акций «Трансконтейнера» «Делу» может понадобиться до 120 млрд. руб.

Весь бизнес группы «Дело» представлен несколькими компаниями. Выручка ООО «Делопортс» (владеет стивидорными активами группы в порту Новороссийск, контейнерным терминалом НУТЭП, расположенным в юго-восточной части этого порта, зерновым терминалом КСК и сервисной компанией) на конец 2018 года составила 11,919 млрд. руб., EBITDA - 8,781 млрд. руб., чистый долг - 19,333 млрд. руб.

Оборот «Рускона» (интермодальный оператор) по итогам 2018-го - 4,127 млрд. руб. В 2018-м структура Шишкарева также выкупила за $250 млн. 30,75% Global Ports - крупнейшего в России оператора морских контейнерных терминалов - с выручкой по итогам шести месяцев 2019-го на уровне $181,2 млн. (около 12 млрд. руб.).

Но самым крупным активом в структуре «Дела» станет именно «Трансконтейнер»: его выручка в 2018 году составила 76,9 млрд. руб., чистая прибыль - 9,5 млрд. руб.

EBITDA всех активов группы «Дело» находится на уровне 35-40 млрд. руб., из которых на «Трансконтейнер» приходится примерно 21 млрд. руб., сказал РБК руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.

Долг группы, по его оценкам, - около 75 млрд. руб., включая 30 млрд. руб., полученных от Сбербанка на покупку контрольного пакета «Трансконтейнера». Таким образом, при мультипликаторе 5-6 показателей EBITDA оценка всей компании за вычетом долга - 100-165 млрд. руб., сказал он.

Зачем «Росатому» понадобился частный партнер.

Еще в марте 2018 года, в рамках послания к Федеральному собранию, президент Владимир Путин заявил, что грузопоток по Северному морскому пути к 2025 году должен возрасти в десять раз - до 80 млн. т. «Наша задача - сделать его глобальной конкурентной транзитной артерией», - сказал тогда президент. По данным Минтранса, по итогам 2018 года грузопоток по СМП уже составил 17 млн. т.

Как позднее отмечал гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, грузооборот может быть и больше «благодаря строящимся атомным ледоколам и намеченному развитию инфраструктуры» - 92,56 млн. т к концу 2024 года. Но и этот уровень он назвал «промежуточным финишем», анонсировав к 2030 году загрузку на уровне 110-120 млн. т в год.

«Создание оператора позволит наконец работать в «одно окно», объединит усилия государства и бизнеса по более эффективному использованию такой важной транспортной артерии, как СМП», - объяснял глава госкорпорации роль в этом «Росатома».

Железнодорожные контейнерные операторы могли составить конкуренцию «Росатому» в развитии СМП, поэтому госкомпания логично рассматривала возможности выхода и в этот сегмент, отмечает источник, близкий к одному из претендентов на «Трансконтейнер».

Как рассказывает один из источников РБК, основными направлениями сотрудничества «Росатома» и группы «Дело» станет развитие международных мультимодальных и транзитных перевозок на маршруте Азия - Европа - Азия, в том числе через Северный морской путь.

«На базе логистических активов «Росатома» и активов Шишкарева предполагается создание новой круглогодичной контейнерной арктической линии», - отмечает он.

Инвестиции в создание необходимой транзитной инфраструктуры на СМП «Росатом» оценивает в $7 млрд., говорится в подготовленной для банков презентации «Росатома». Годовой оборот нового перевозчика оценивается в $5,6 млрд. на пике начиная с 2026 года.

Пилотный запуск контейнерной линии на Северном морском пути запланирован на 2024 год, его мощность в «Росатоме» оценивают в 30 млн. т в год к 2028 году (70% от общего грузопотока по СМП).

Для перевозки целевого объема контейнерных грузов через СМП потребуется арктический флот из 33 коммерческих судов (контейнеровозов), инвестиции в создание флота госкорпорация оценивает в $5,8 млрд. Для реализации проекта она планирует привлечь проектное финансирование (70%), собственные средства и деньги соинвесторов (30%).

Цель «Росатома» - реализация конкурентного преимущества СМП относительно Южного морского пути через Суэцкий канал: расстояние по «северному» маршруту на 40% короче, время доставки грузов на 20-30% меньше в зависимости от ледовых и погодных условий, а также сопоставимая себестоимость и возможность ее оптимизации при использовании атомных ледоколов, указано в материалах госкорпорации.

При этом грузопоток по Южному морскому пути уже составляет 1 млрд. т, из них больше половины (570 млн. т) - перевозка в контейнерах. По прогнозу госкорпорации, на Северный морской путь можно перевести с «южного» маршрута 47 млн. т в контейнерах.


Вернуться к списку новостей

03.05.2024 Изъятый государством порт Калининграда могут передать структуре «Росатома»
16.04.2024 «Росатом» купил 50% долю в производителе зарядок для электромобилей «Парус электро»
23.01.2024 РФ передала Росатому 89,5% акций Соликамского магниевого завода
25.12.2023 «Росатом» завершил приобретение 50% в производителе электроники Kraftway
24.07.2023 Структура «Росатома» инвестировала 6,2 млрд руб. в АО «Кама» - разработчика электромобиля «Атом»
20.07.2023 Структура Росатома консолидировала половину группы Медскан



Дополнительно: