ВТБ выкупил долю украинского агрохолдинга в зерновом терминале в Тамани

Структура российского госбанка выкупила долю украинского агрохолдинга Kernel в глубоководном терминале по перевалке зерна в Тамани, сообщил РБК первый зампред ВТБ Юрий Соловьев. Банк приобрел 50% в кипрской Taman Grain Terminal Holdings Ltd, которая владеет терминалом, уточнили в пресс-службе ВТБ, отметив, что другие 50% остались у международного трейдера Glencore.

В Kernel и российском офисе Glencore отказались от комментариев.

О продаже доли Kernel в российском терминале знает также один из партнеров украинского агрохолдинга.

У терминального комплекса в Тамани, расположенного рядом с основными аграрными регионами на юге России, есть выход на крупнейшие рынки сбыта зерна - в Африку, на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию. Терминал может переваливать в год 4 млн т зерна, напоминает директор консалтинговой компании «Совэкон» Андрей Сизов. Для сравнения: через каждый из двух крупнейших в России зерновых терминалов - Новороссийский комбинат хлебопродуктов и Новороссийский зерновой терминал - экспортируется около 6 млн т зерна в год.

В текущем сельскохозяйственном году, который закончится 30 июня 2020 года, через терминал в Тамани уже прошли 2,1 млн т зерна, указывает Сизов.

До 2012 года зерновой терминал в Тамани принадлежал группе «Эфко», производителю майонеза и подсолнечного масла «Слобода». Затем его выкупили на паритетных началах украинский холдинг Kernel и швейцарская Glencore.

Холдинг Kernel, основанный в 1995 году бизнесменом и бывшим народным депутатом Украины Андреем Веревским, - крупнейший, по собственным данным, производитель и экспортер подсолнечного масла на Украине.

До 2014 года Kernel вел деятельность и в России: помимо доли в терминале в Тамани холдингу принадлежали несколько маслоэкстракционных заводов. Но после событий 2014 года, когда Крым вошел в состав России и начался конфликт на востоке Украины, Kernel начал постепенно уходить с российского рынка и продал к настоящему моменту уже все активы, кроме доли в терминале в Тамани.

Выручка Kernel за шесть месяцев финансового года, который закончится в июне 2020 года, составила $1,8 млрд, чистая прибыль - $100,4 млн.

Госбанк ВТБ зашел в непрофильный для него зерновой бизнес в 2019 году. Одна из его целей - консолидировать связанные с экспортом и хранением зерна активы, чтобы взять на себя роль ведущего трейдера российской пшеницы. В конце августа президент ВТБ Андрей Костин попросил президента Владимира Путина поддержать создание нового объединенного зернового холдинга.

Основой «зернового кластера» ВТБ стали бывшие активы группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, который сейчас находится под следствием по обвинению в организации преступного сообщества. На текущий момент ВТБ принадлежит пакет 50% минус одна акция Объединенной зерновой компании, госагента по проведению зерновых интервенций. Также банку принадлежит 100% Новороссийского зернового терминала. Другой крупнейший зерновой терминал - Новороссийский комбинат хлебопродуктов - подконтролен ОЗК, а напрямую ВТБ принадлежит доля 35,36% в терминале. Кроме того, ВТБ принадлежат контрольные пакеты железнодорожного холдинга «Рустранском», крупного экспортера зерна «Мирогрупп ресурсы». В марте этого года также стало известно, что ВТБ купил у транспортной группы Fesco бизнес по перевозке зерна.

Приобретение доли в зерновом терминале в Тамани вписывается в стратегию ВТБ на зерновом рынке и «позволит достичь существенной синергии» с активами в области логистики, инфраструктуры и экспорта зерна, которые уже есть у ВТБ, «за счет оптимизации технологических и бизнес-процессов», подчеркнул Соловьев.

Одна из проблем зернового терминала в Тамани - отсутствие железной дороги: все поставки зерна сейчас идут туда автотранспортом, указывает Андрей Сизов. Строительство железной дороги могло бы, по мнению эксперта, расширить количество регионов, откуда в Тамань может приходить зерно. Новый владелец может решить эту задачу, «но с учетом других активов ВТБ, непонятно, зачем это ему», рассуждает Сизов. В ноябре 2019 года ВТБ уже договорился с группой «Эфко» еще об одном крупном проекте в Тамани - строительстве терминалов по перевалке зерна и подсолнечного масла, мощность которых превысит 15 млн т.

Стратегия развития зернового терминала предусматривает инвестиции в развитие и расширение пропускной способности терминала - в частности, строительство железнодорожной ветки для приема зерновых грузов, уточнили в ВТБ.

В целом интерес к зерновым терминалам, по словам Сизова, пока сохраняется, но экспорт зерна в последние годы сокращается, а ставки на перевалку в портах падают (с начала сезона ставки снизились с $20


Вернуться к списку новостей


Дополнительно: