Александр Исаев вернул себе долю в Востокугле вместе с долгами

Александр Исаев, бывший партнер основателя группы Alltech Дмитрия Босова, может быть должен более $300 млн его наследникам, пишет "Коммерсант". В апреле Дмитрий Босов и Александр Исаев пытались урегулировать возврат займов, выданных Alltech на совместные добывающие проекты в Индонезии и Киргизии. Предполагалось, что в обмен на списание долгов Александр Исаев передаст Alltech свою долю в размере 50% в «Востокугле» и других совместных компаниях. Но в разгар переговоров топ-менеджер Alltech Олег Шемшук купил долю господина Исаева в «Востокугле» у его нотариуса за 10 тыс. руб. В конце августа суд счел эту сделку незаконной. Однако теперь, когда Александр Исаев вернул себе 50% в «Востокугле», ему вновь придется решать вопрос долга, отмечают юристы.

Стали известны подробности конфликта между Александром Исаевым и его бывшим бизнес-партнером, основателем группы Alltech Дмитрием Босовым, который в мае покончил жизнь самоубийством. Напомним, в начале апреля Александр Исаев был уволен со всех должностей в «Востокугле» и «Сибантраците», а его доля в компании «Востокуголь» (50%, остальное принадлежало Дмитрию Босову) перешла в собственность топ-менеджера Alltech Олега Шемшука. Арбитражный суд Московской области 27 августа признал последнюю сделку незаконной.

Как следует из полного текста решения суда, Alltech и Александр Исаев 4 апреля 2018 года заключили генеральное соглашение (master agreement) об участии в угольных и никелевых проектах в России и Индонезии. Alltech выдала кредитов на $300 млн на зарубежные проекты, а Александр Исаев брал на себя управление ими. 30 января 2019 года между сторонами был подписан протокол, по которому Alltech и господин Исаев являются партнерами в ряде проектов в Индонезии (по 50%) и Киргизии (80% у Alltech). Как писал Forbes, в 2015 году Дмитрий Босов вместе с Александром Исаевым учредил в Индонезии группу компаний Blackspace, которой принадлежат лицензии на участки по добыче угля, никеля, марганца и бокситов. По словам источника ",Ъ",, в Киргизии партнеры планировали развивать золотодобывающие активы. Все эти проекты не были реализованы.

Генеральное соглашение действовало до апреля 2020 года, когда Александр Исаев решил возглавить Эльгинский угольный проект (принадлежит «А-Проперти» Альберта Авдоляна), и партнеры согласились разойтись. 4 апреля они подписали соглашение, которое предусматривало выпуск 10% новых акций Sibanthracite Plc (головная компания «Сибантрацита», на 100% принадлежит Alltech).

По словам источника ",Ъ",, знакомого с ситуацией, в обмен на эти акции Александр Исаев передавал 15% разреза Восточный и 20% разреза Кийзасский (эти активы начинал разрабатывать «Востокуголь», затем они были переданы на баланс «Сибантрацита»).

По другому пункту соглашения Александр Исаев должен был вернуть $300 млн кредитов на зарубежные проекты. Для этого до 10 апреля он должен был передать Alltech по номинальной стоимости 50% в «Востокугле», ООО «Востокуголь-Диксон», ООО «Разрез Лемберовский», ООО «Арктическая горная компания», а также ряд лицензий. После чего долг считался бы погашенным и стороны не имели бы друг к другу претензий, говорится в материалах суда.

Однако уже 5 апреля Олег Шемшук за 10 тыс. руб. купил 50% «Востокугля» у представителя Александра Исаева, которому тот выписал доверенность на распоряжение акциями. В материалах суда приводится свидетельство господина Шемшука, в котором он утверждает, что «не рассматривал себя в качестве стороны сделки», а доля в конечном итоге должна была достаться Alltech. Александр Исаев оспорил эту сделку в суде и выиграл в первой инстанции. Теперь, однако, господин Исаев может вновь встать перед необходимостью возврата долга в размере $300 млн.

Представитель господина Исаева не стал комментировать вопрос долга.

В «Востокугле» ",Ъ", заявили, что «ответчики категорически не согласны с принятым (судом.- ",Ъ",) решением и приведенными доводами» и будут его обжаловать, отказавшись от более подробных комментариев.

Как верно установил суд, генеральное соглашение между сторонами фактически не было исполнено, отмечает руководитель Parallel Legal Consulting Андрей Северилов. «То есть фактически долг из данного соглашения в $300 млн остался непогашенным, и группа Alltech является надлежащим кредитором в силу ничтожности генерального соглашения»,- говорит он. Обратное может быть только в случае, если генеральное соглашение было подчинено иному, нежели российское, праву и подлежало рассмотрению в иной юрисдикции, продолжает юрист. Однако выбор стратегии защиты через обращение в суд Московской области, безусловно, ускорил для Александра Исаева возврат актива, но значительно усложнил его последующие обращения в иные судебные инстанции, заключает он.


Вернуться к списку новостей


Дополнительно: