«Сбер» может инвестировать в онлайн-бизнес X5 Group

«Сбер» рассматривает возможность инвестиций в онлайн-бизнес X5 Group, которая управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», пишет "Коммерсант". По словам источников издания на рынке, вопрос со стороны «Сбера» курирует первый зампред правления банка Лев Хасис, который в 2006-2011 годах работал CEO X5.

В июне X5 сообщила о выделении онлайн-супермаркета «Vprok.ru Перекресток», экспресс-доставки и сервиса «Около» в отдельную структуру, для развития которой будет рассмотрено несколько вариантов, включая привлечение инвесторов на открытом рынке или через стратегическое партнерство. Для возможного IPO в 2022-2023 годах онлайн-бизнес оценивался в $3-4,5 млрд, говорил глава управления по связям с инвесторами X5 Андрей Васин.

По данным Infoline, X5 - крупнейший российский продавец продуктов питания в онлайн-канале. В январе-июне 2021 года оборот цифровых сервисов группы вырос на 64,41%, до 23,6 млрд руб. год к году. Принадлежащий «Сберу» «Сбермаркет» занимает вторую строчку рейтинга с оборотом 21,7 млрд руб., год к году он увеличился на 223%.

В X5 заявили, что проводили обсуждения различных форм возможного сотрудничества с несколькими потенциальными партнерами на рынке e-commerce, инвестфондами и банками, имеющими инвестиционные подразделения. Мы еще анализируем сами сценарии развития, и о выборе какого-то конкретного, а тем более о конкретных вариантах говорить преждевременно»,- подчеркнул представитель X5.

Он добавил, что при партнерстве «наиболее комплементарными» для X5 являются компетенции и опыт ведущих маркетплейсов. По словам одного из источников газеты, интерес к онлайн-бизнесу X5 проявляет и «AliExpress Россия». В компании комментарий не предоставили. В Wildberries не рассматривают инвестиции в другие проекты. В Ozon на вопросы не ответили.

Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов полагает, что X5 может продать потенциальным партнерам до 50% онлайн-бизнеса. По его словам, сделка зависит от оценки актива: у этого сегмента X5 пока отрицательная EBITDA, но потенциально онлайн-бизнес может добавить 15-20% к рыночной капитализации ритейлера. Как отмечает господин Ибрагимов, X5 привнесет в партнерство закупочную силу, клиентскую базу, понимание потребительского спроса и широкую сеть магазинов, которые могут служить в качестве пунктов сбора заказов, а такой партнер как «Сбер»,- финансовые ресурсы и возможные дополнительные онлайн-сервисы.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что для «Сбера» партнерство с X5 было бы очень привлекательным. По его словам, онлайн-бизнес X5 отличает широкая география и объединение наиболее востребованных моделей экспресс-доставки и закупки впрок, в то время как сервис доставки «Сбермаркет» требует масштабных маркетинговых инвестиций, сложнее с точки зрения оптимизации расходов. Кроме того, непонятно, сможет ли «Сбермаркет» когда-то стать прибыльным даже с учетом возможности интеграции в подписку «СберПрайм», отмечает эксперт. Но, по словам господина Бурмистрова, для X5 партнерство с крупнейшими маркетплейсами может принести больший синергетический эффект.

Руководитель департамента анализа рынка акций «Атона» Виктор Дима отмечает, что партнерства в целом усложняют процесс принятия решений и несут риски при расхождении взглядов на развитие бизнеса. Так, «Яндексу» пришлось выкупать долю Сбербанка в «Яндекс.Маркете», напоминает он. По словам аналитика, если целью стоит монетизация актива, то более подходящим вариантом для X5 выглядит IPO.


Вернуться к списку новостей

16.09.2021 АФК «Система» и «Сбер» купили производителя «Кагоцела» за 1 рубль
03.09.2021 Сбербанк подтвердил планы провести IPO некоторых дочерних компаний в 2023 году
16.08.2021 Сбер закрыл сделку по покупке приложения для бизнес-коммуникаций Jivo
02.08.2021 Сбер получил контроль над GOSU Data Lab - стартапом гендиректора SberGames Алисы Чумаченко
26.07.2021 НПФ Сбербанка закрыл сделку по покупке НПФ «Ренессанс пенсии»
19.07.2021 Сбербанк закрыл сделку по продаже ГК «Евроцемент»



Дополнительно: