Robokassa ищет нового собственника среди крупных банков

По данным трех источников ",Коммерсанта",, владельцы платежного сервиса Robokassa решили продать бизнес. В поисках покупателя компания заходила в ряд крупных российских банков. Среди них, по данным издания, ВТБ, Альфа-банк, Тинькофф-банк и МТС-банк, однако этот круг может быть значительно шире. Однако, например, о том, что Совкомбанк в настоящее время проводит due diligence обработчика платежей (название компании не раскрывалось), на встрече с инвесторами в начале ноября этого года говорил управляющий директор Совкомбанка Андрей Оснос. Помимо этого, опорный для ОПК Промсвязьбанк (ПСБ) в ноябре также опубликовал закупку на проведение комплексной экспертизы (due diligence), что может говорить о косвенном интересе к M&A.

Согласно данным бухгалтерской отчетности за 2020 год, учредитель Robokassa - Paysend Group Limited (Великобритания). Бенефициаром компании Robokassa является гражданка Кипра Эльвира Абдулкеримова (количество участия в уставном капитале компании более 50%, но не выше 75%). По словам собеседников газеты, собственником Robokassa является семья Абдулкеримовых, уже известная на финансовом рынке. Абдулжелил Абдулкеримов ранее владел Русславбанком, лицензию которого ЦБ отозвал в 2015 году, в том числе потому, что банк «был вовлечен в проведение сомнительных транзитных операций в крупных объемах».

Собеседники издания на платежном рынке считают продажу бизнеса Robokassa логичным решением. По словам одного из них, причины, по которым собственник принял такое решение, могут заключаться в том, что из-за ограничений ЦБ, который активно борется с проведением серых платежей, в том числе в адрес нелегальных в России казино, заработки платежных агрегаторов резко упали. «Многие компании в этом сегменте выживали за счет именно такого платежного трафика,- отмечает один из собеседников газеты.- Он позволял зарабатывать до 15% на эквайринговых комиссиях». На легальном платежном рынке платежным агрегаторам сложно составить конкуренцию крупным российским банкам, которые сейчас уже представлены во всех сегментах, добавляет другой собеседник газеты. «Если раньше, например, сегмент микробизнеса в части обработки платежей был не слишком любим крупными российскими банками, то сейчас уже многие из них вышли в него, для этого сформировалась инфраструктура, а технологическое развитие позволяет работать с такими штучными клиентами массово. В итоге конкуренция обострилась»,- отмечает он. Кроме того, ЦБ активно развивает свои платежные сервисы с низкими комиссиями (система быстрых платежей), что снижает доходность эквайрингового бизнеса даже для крупнейших игроков. Чтобы задержаться на этом рынке, платежные агрегаторы должны искать новую модель развития, поскольку классическая модель предоставления услуг карточного эквайринга исчерпывает себя, заключает собеседник издания.

Robokassa дает подключенным к его сервису компаниям возможность принимать платежи разными способами (банковской картой, Apple Pay, Samsung Pay, GooglePay, через сотовых операторов, а также через мессенджеры). Таким образом платежный сервис Robokassa обеспечивает информационное технологическое взаимодействие между участниками расчетов при оплате, кроме того, компания является банковским платежным агентом. Компания работает преимущественно с малым бизнесом. По данным отчетности, ее выручка за 2020 год превысила 1 млрд руб., увеличившись с 752,6 млн руб. в 2019 году. Чистая прибыль за тот же период выросла в 2,3 раза, до почти 45 млн руб.


Вернуться к списку новостей


Дополнительно: