«Яндекс» приобрел сервис для автокредитования «еКредит»

«Яндекс» полностью выкупил «еКредит» у основателя и гендиректора сервиса Кирилла Ларина, сообщили Forbes в «Яндексе», отказавшись раскрыть сумму сделки. Сотрудники «еКредит» будут развивать платформу вместе с «Авто.ру», подчеркивают стороны: «Объединенная команда займется улучшением существующих и внедрением новых цифровых решений для автобизнеса, при этом бренд «еКредит» будет сохранен».

«У дилера есть один, максимум два банка-партнера, которые выдают кредиты под его авто. Если банк-партнер не одобрил кредит, дальше человек предоставлен сам себе - или сам обращается в другие банки (и не факт, что дилер потом сможет с другим банком все оформить), или берет «потреб» под более высокий процент, - описывают в «Яндексе» процесс покупки машины без «Авто.ру» и «еКредита». - И иногда даже дилера под банк меняют и, соответственно, выбирают другое авто у другого дилера».

Как этот процесс будет выглядеть после сделки? Специалист кредитного отдела дилера заполняет анкету клиента, прикрепляет необходимые документы и направляет на рассмотрение через платформу «eКредит». Заявка попадает сразу во все банки-партнеры сервиса. После получения одобрения сотрудник дилера рассказывает покупателю о предложениях «откликнувшихся» банков, среди которых покупатель выбирает наиболее выгодный для себя вариант. «В будущем пользователь «Авто.ру» сможет под конкретную машину понять условия возможного кредита, не выходя из дома», - рассчитывают в «Яндексе». Каждый из участников схемы останется в выигрыше, надеются там. Так, дилеры получат рост числа заявок от пользователей «Авто.ру», лояльности клиентов и процента одобрения кредитов за счет унифицированных условий от множества банков и оптимизации бизнес-процессов. В свою очередь, у банков увеличится объем трафика и количество заявок благодаря подключению новых партнеров, покупатели получат «одно окно» с повышением шансов на получение займа, а процесс выбора и покупки машины будет проще и быстрее, поясняют в компании.

«Яндекс» владеет одним из крупнейших в России сайтов автомобильной тематики «Авто.ру». По собственным данным, ежемесячная аудитория составляет 27 млн пользователей. Согласно оценкам Similarweb, число всех визитов как с десктопных компьютеров, так и с мобильных устройств у ресурса в апреле составило 38,2 млн.

Компания впервые вложилась в «еКредит» в 2021 году - тогда она приобрела долю в 25%. В мае 2024 года компания довела ее до 30%, «реализовав первоначальные договоренности с «еКредит», уточняют в «Яндексе». И уже спустя почти месяц стартап был выкуплен полностью.

«еКредит» основан в 2016 году и работает по транзакционной модели монетизации - стоимость пользования платформой для дилера зависит от количества выданных кредитов за месяц. С 2017 года и до 2021-го ее единственным бенефициаром был основатель Кирилл Ларин. Сейчас к «еКредит» уже подключено более 2500 дилеров, а в числе партнеров - топ-10 российских банков. По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, в 2023 году выручка компании выросла на 209%, до 343 млн рублей, чистая прибыль составила 69 млн рублей.

«По рыночным данным, сейчас в кредит покупают более 40% автомобилей, - говорит директор по развитию бизнеса «Яндекс Вертикалей» Александр Зверев. - За счет синергии «Авто.ру», «Яндекса» и «еКредит» мы сможем предоставить рынку больше инструментов для продажи машин с привлечением кредитных средств. Это позволит упростить и ускорить процесс оформления сделок, увеличить число заявок в банки и расширить спектр кредитных предложений для покупателей авто». В будущем и при определенном векторе развития рынка автобизнес и банки могут рассчитывать на оформление кредитов онлайн на «Авто.ру», заключает Зверев.

То, что «Яндекс» сразу купил в «еКредите» достаточно большую долю (25%), уже говорит о том, что планировалась консолидация, размышляет директор по развитию бизнеса инвесткомпании Kama Flow Евгений Борисов. «Видимо, были пару лет назад поставлены KPI, которых стартап достиг, и теперь происходит его поглощение. Значит, «Яндекс» участвовал как минимум в стратегическом планировании и был глубоко погружен в проект», - продолжает он, оценивая весь «еКредит» для сделки в сумму «до 500 млн рублей».

Впрочем, автокредитованием традиционно занимаются банки, и, несмотря на все успехи финтех-индустрии, ни одна специализирующаяся на этом компания не имела оглушительного успеха на американском фондовом рынке, замечает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. «То же касается и их партнеров - специализирующихся на авто маркетплейсов. Эти же маркетплейсы обычно предоставляют и сервисы автокредитования, что и собираются делать в связке «Авто.ру» и «eКредит», - продолжает эксперт.

К примеру, капитализация Carvana (NYSE:CRVN), носившей неофициальный титул «Amazon авторынка», составляет сейчас, по словам Делицына, $11,7 млрд, тогда как в период пандемии была впятеро выше. «Чуть меньше стоит CarMax (NYSE: KMX), подешевевший втрое, капитализация Cars.com (NYSE: CARS) - $1,3 млрд - еще меньше, а от стоимости Vroom (NASDAQ: VRM) практически ничего не осталось. Средние мультипликаторы P/S составляют 1,96, а P/E - 23,3. Исходя из таких мультипликаторов, «eКредит» можно оценить в 1,2 млрд рублей, а 75% компании - в 850 млн рублей», - оценивает он.

Впрочем, оговаривается аналитик, следует иметь в виду, что условия сделки, вероятно, обговаривались в 2021 году, когда оптимизм инвесторов был гораздо выше, чем сейчас, а выручка и прибыль компании - значительно ниже, чем сейчас: «И подлинная величина сделки может значительно отличаться в любую сторону. Но можно заключить, что у сервиса судьба сложилась удачно, и он займет свое место среди других полезных сервисов «Яндекса».

Что касается дальнейшего развития проекта, больших рисков аналитики не видят. «Рынок волатильный, ключевая ставка высокая, но спрос на кредит остается, и он растет», - обращает внимание Борисов. Так, суммарный объем выданных кредитов на покупку автомобилей в России в 2023 году, по оценке ВТБ, вырос вдвое по сравнению с прошлым годом, до 1,5 трлн рублей. Это примерно вдвое больше, чем на предыдущем пике в 2012 году (830 млн рублей). На эту динамику, указывают эксперты, повлияло как подорожание самих автомобилей и «восстанавливающийся авторынок за счет расширения отечественного производства», так и появление новых предложений от китайских компаний.

«Абсолютно логично для «Яндекса» иметь такой продукт в портфеле, а не разрабатывать с нуля», - считает Евгений Борисов. При этом основной потенциал дальнейшего развития он видит «в апсейле дополнительных финансовых продуктов» - в первую очередь речь о страховых услугах, КАСКО, ОСАГО. «Это достаточно большая история, но рынок очень конкурентный: подобный цифровой продукт развивают все лидирующие банки и страховые компании, да и сами дилеры. Но внутри экосистемы «Яндекса» с тем трафиком, который она генерирует, очевидно, у «еКредита» будет потенциал для роста», - резюмирует Борисов.


Вернуться к списку новостей

24.05.2024 Новые владельцы «Яндекса» продлят сроки приема заявок на внебиржевой обмен
14.05.2024 Новые инвесторы «Яндекса» объявили условия обмена акций Yandex N.V.
06.03.2024 Правительство одобрило продажу «Яндекса»
14.02.2024 Владимир Путин разрешил смену владения акциями Яндекс Банка
08.02.2024 Менеджеры «Яндекса» получат 35% компании и станут ее крупнейшими совладельцами
07.02.2024 Яндекс планирует закрыть сделку по покупке eLama летом 2024 года



Дополнительно: