Генеральный директор ЗАО «Урал-Транстелеком» рассказал, зачем был приобретен магнитогорский оператор «Магинфо» и готова ли компания к новым покупкам

Генеральный директор ЗАО «Урал-Транстелеком» (ТТК-Урал, входит в группу компаний ТТК, принадлежащую ОАО РЖД) Валерий Коваль рассказал корреспонденту газеты «Коммерсантъ» Алёне Трониной, зачем был приобретен магнитогорский оператор «Магинфо», готова ли компания к новым покупкам и о том, когда уместно применять беспроводные технологии ШПД.

- Эксперты говорят о том, что чем меньше населенный пункт, тем он менее привлекателен для строительства фиксированного ШПД. ТТК же развивается преимущественно в малых городах. Расскажите, с чем связано решение использовать в них технологию WiMax?

- Компания ТТК выиграла конкурс на право оказывать услуги связи с использованием радиочастот в диапазоне 3,4-3,5 ГГц, диапазоне для WiMax (технология предоставления универсальной беспроводной связи на больших расстояниях) в 27 средних и малых городах по всей стране. Реализация проекта WiMax - логичное продолжение нашего проекта ШПД. Мы рассматриваем WiMax как дополнение к основной технологии, которую мы используем для строительства сетей широкополосного доступа,- FTTB («оптика до здания»). Во многих городах есть районы, куда оптику строить нецелесообразно, это в первую очередь районы малоэтажной застройки. Именно там мы используем WiMax. Проекты по организации WiMax-сетей мы реализуем сейчас в городах Первоуральск, Каменск-Уральский, Тобольск и Березники, и планируем завершить строительство до конца 2014 года. Развитие WiMax - федеральный проект ТТК, общий объем инвестиций в который во всех 27 городах составляет порядка 1 млрд рублей.

- В 2013 году компания ТТК-Урал приобрела магнитогорского оператора «Магинфо» (Челябинская область). Почему сделку совершала не компания ТТК-Южный Урал, в зоне ответственности которой находится оператор?

- Ключевым аргументом в пользу этого решения было наличие у членов команды ТТК-Урал опыта в проведении аналогичных интеграционных процессов. Мы наработали достаточно большой опыт в части интеграции тех компаний, которые приобретались на Урале. Немаловажно, что у нас устойчивое финансовое положение. Кроме того, у ТТК-Урал есть богатый опыт работы с удаленными регионами. Например, географическая удаленность Сургута и Нижневартовска (ХМАО) не мешает нам вести активное строительство сети ШПД и предоставлять услуги связи в этих городах.

- Почему не происходит юридического слияния «Магинфо» с ТТК-Урал?

- Мы всегда отслеживаем, как развивается компания после приобретения: насколько темпы ее развития соответствуют тем бизнес-планам, которые были сформированы в момент сделки. Делать это удобнее, если компания остается самостоятельным юридическим лицом. С момента приобретения «Магинфо» прошло еще не так много времени, менее года, чтобы зафиксировать результаты, поэтому пока юридического слияния не происходит. В операционном плане это полноценная дочерняя структура ТТК.

- Относительно других региональных активов, есть ли на примете компании, которые ТТК-Урал планирует или хотел бы приобрести?

- В рамках стратегии ТТК развивает розничный бизнес как путем органического роста - строительства сетей, так и за счет сделок M&A, поэтому, конечно, мы всегда рассматриваем появляющиеся на рынке интересные для приобретения активы. Мы уже сейчас рассматриваем кое-какие варианты, но говорить об этом преждевременно. На рынке есть привлекательные активы, но их очень мало.

- Насколько известно, сейчас идет присоединение региональных предприятий ТТК к головной компании в форме филиалов. Значит ли это, что ТТК-Урал и ТТК-Южный Урал могут быть объединены и стать одним филиалом?

- На первом этапе ТТК-Урал и ТТК-Южный Урал будут отдельными филиалами, ТТК сохранит структуру, привязанную к железным дорогам. При этом «Магинфо» продолжит развиваться под брендом ТТК, однако останется отдельным юридическим лицом в составе ТТК-Урал. В будущем не исключена вероятность, что ТТК пойдет по пути создания макрорегиональных филиалов.

- Какова сейчас ваша доля рынка в регионах присутствия?

- Если говорить о доле рынка фиксированного интернет-доступа - нашем приоритетном направлении деятельности, то ТТК сегодня - абсолютный лидер рынка ШПД в Магнитогорске, наша доля здесь - 66%, и мы продолжаем активно расти. В Пермском крае (Соликамск, Березники, Чусовой) она составляет 22%. В Тюменской области (Тюмень, Ишим, Тобольск) наша доля около 12%. В Свердловской области (Серов, Нижний Тагил, Камышлов, Артемовский, Реж, Каменск-Уральский) мы начали активно развиваться только в прошлом году, поэтому доля рынка здесь 3-5%. В Екатеринбурге она совсем небольшая. В ХМАО сейчас завершаем строительство в четырех городах: Нижневартовске, Сургуте, Югорске и Пыть-Яхе. Там мы сейчас занимаем около 2% рынка, но в 2015 году планируем увеличить ее до 7-12%.

В общей сложности технический охват сети ТТК-Урал в 19 городах присутствия составляет более 500 тыс. домохозяйств, из которых порядка 160 тыс. домохозяйств в Магнитогорске у оператора «Магинфо». Для сравнения, в начале 2013 года техохват сети ТТК-Урал составлял 178 тыс. домохозяйств и сеть была построена в 12 городах. Расширение сети позволяет нам активно наращивать абонентскую базу. За минувший год доходы от розничного направления выросли на 54%, а абонентская база увеличилась на 60% - с 25 тыс. абонентов в начале прошлого года до более 40 тыс. абонентов сегодня. До конца года мы планируем подключить более 10 тыс. новых пользователей.

- Ваши коллеги по рынку активно развивают Wi-Fi в местах общественного пользования, а ТТК находится где-то в стороне. Даже на железнодорожном вокзале в Екатеринбурге Wi-Fi предоставляют другие компании. Для вас это непривлекательно?

- Это не совсем так. ТТК активно развивает Wi-Fi на железнодорожных вокзалах России, особенно активно - в Приволжье. Сегодня Wi-Fi от ТТК есть на вокзалах в Самаре, Саранске, Набережных Челнах, Уфе, Челябинске и других городах. Более того, в отдельных регионах ТТК организует бесплатные Wi-Fi зоны для горожан, например, Wi-Fi от ТТК есть на автобусных остановках в Муроме. ТТК-Урал также рассматривает разные возможности для развития этого направления, сейчас мы в первую очередь делаем ставку на развитие Wi-Fi в бизнес-центрах. У нас есть в планах и предоставление беспроводного интернета на железнодорожных вокзалах, но я думаю, что мы не будем запускать услугу на одном конкретном вокзале. Чтобы реализовать такой проект можно взять за основу порядка 20 основных вокзалов в регионах присутствия, но это скорее планы следующего года.

- Готовы ли вы создать собственного виртуального оператора сотовой связи (MVNO)?

- Создание виртуального оператора сотовой связи - один из федеральных проектов компании ТТК. Опытная зона по проекту MVNO была развернута в Нижнем Новгороде в 2011 году, и по итогам ее работы мы можем говорить о технологической готовности ТТК к предоставлению такой услуги. Однако прежде всего необходимо определить модель взаимодействия сотовых и виртуальных операторов. Сегодня мы пока видим неготовность мобильных операторов открывать свои сети для MVNO.

- Сейчас в Екатеринбурге реализуется проект «Чистое небо», предполагающий перенос телекоммуникационной инфраструктуры с уличных столбов в подземную канализацию. Как вы решаете эту проблему?

- Несомненно, это является проблемой. Мы к этому готовимся, участвуем в совместной работе с операторами и администрацией Екатеринбурга. Администрация предложила проект альтернативной городской кабельной канализации, мы со своей стороны рассматриваем два наиболее приемлемых варианта - это аренда специализированных канализаций у других операторов, либо строительство собственной подземной инфраструктуры. Исходя из их плана демонтажа линий ВОЛС, который есть у администрации, мы постепенно переносим линии связи. Пока перенос ведется на улице Челюскинцев, от улицы Ельцина до улицы Московской.


Вернуться к списку новостей


Дополнительно: