Власти Ленобласти продают свою долю в областном радио

Правительство Ленинградской области включило в план приватизации государственного имущества 49% ООО "Редакция программ Дома радио "Гардарика"", которое осуществляет вещание двух радиостанций - собственно "Гардарики" и "Метро". Причиной продажи называют то, что руководство компании тратило на "Метро" бюджетные субсидии, выделенные "Гардарике". Стоимость частоты, принадлежащей обществу, участники рынка оценивают в $3-4 млн.

Правительство 47-го региона дополнило Программу приватизации государственного имущества на 2011-2016 годы 49% "Редакции программ Дома радио "Гардарика"". Как пояснил "Ъ" директор компании Михаил Михайличенко, этой структуре принадлежат лицензии двух радиостанций - "Метро" и "Гардарики".

Первая из них вещает в Петербурге на частоте 102,4 FM (передает поп-музыку с информационными вставками, активно рекламирует ночной клуб "Метро"), вторая должна вещать на разных частотах в Выборгском, Кингисеппском, Киришском, Лужском, Подпорожском, Тихвинском районах Ленобласти, Финляндии и Эстонии, но сейчас ее можно послушать только в интернете (только музыка, раньше были еще новостные блоки, освещавшие деятельность областных властей, но теперь их нет).

В марте ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) расторгло договор по трансляции радио "Гардарика" из-за задолженности в размере 9,4 млн рублей. По данным СПАРК, непокрытые убытки компании по состоянию на 2013 год составили 41,7 млн рублей. Правда, господин Михайличенко отметил, что основная часть этой суммы - долг за аренду студии в здании клуба "Метро", и пока владельцы клуба оплаты не требуют. Кроме того, идет работа по реструктуризации долга РТРС.

По словам директора, финансовые проблемы связаны с тем, что область перестала выделять компании субсидии. "Мы подавали заявку одну, они выделили деньги другие, но в результате мы и этого не получили", - подчеркнул Михаил Михайличенко.

Ранее в соответствии с постановлением правительства региона и договором между "Редакцией программ Дома радио "Гардарика" и комитетом области по печати и связям с общественностью, казна оплачивала до 50% расходов на оплату услуг связи, электричества, аренду помещений, коммунальных услуг, работ по обслуживанию передающих технических средств и до 100% фактических затрат на производство радиопрограмм.

"Радио "Гардарика" действительно получало бюджетные субсидии (в 2012 году в размере 21 млн рублей, в 2013 году - 10 млн рублей), - рассказали в пресс-службе правительства 47-го региона. - Однако в январе 2014 года, при проведении контрольных мероприятий, были выявлены существенные финансовые нарушения.

В частности, к возмещению из областного бюджета подавались расходы, направленные ООО "Редакция программ Дома радио "Гардарика"" на нужды иного радиоканала - "Метро". По итогам проверки было выдвинуто требование о возмещении в региональный бюджет 5,5 млн рублей. Оно до сих пор не выполнено. До возмещения этих средств была заморожена и субсидия, запланированная в областном бюджете на нужды радио "Гардарика"".

Остальные 51% компании принадлежат Владимиру Матову, связанному с руководством клуба "Метро". Как утверждает господин Михайличенко, по уставу ООО "Редакция программ Дома радио "Гардарика"", совладелец, желающий продать свою долю, должен сначала предложить ее другому совладельцу. Пока администрация Ленобласти не предлагала господину Матову выкупить 49% компании.

Номинальная стоимость долей Ленобласти - 303 тыс. рублей. Реальная стоимость радиостанции (если не учитывать долги) может быть гораздо выше. Как считает президент корпорации PMI Евгений Финкельштейн, частота радио "Метро" может стоить $3-4 млн. По его мнению, идея совместить поп-музыку с популяризацией деятельности региональных властей изначально была неудачной.

"Странно, что такой симбиоз существовал так долго. Это была дотационная радиостанция, которую никто не слушал. Что тут можно сказать? Молодцы, что решили продать. Они перестанут нести убытки", - отметил господин Финкельштейн.

По мнению руководителя аналитического департамента ФК AForex Артема Деева, компания не представляет большой ценности в силу обременения большим долгом. "Кроме того, несмотря на рост российского рынка радиорекламы в первом полугодии, к концу года он может составить всего 7-8 процентов против 13 процентов в прошлом году, да и то только по самым оптимистичным прогнозам.

Проще говоря, нет причин полагать, что радиостанция "Метро" и, тем более, "Гардарика" (поскольку вещает только в онлайн-формате) сильно заинтересуют инвесторов. Учитывая, что на торги будет выставлено лишь 49 процентов компании, то и приобретать станции для дальнейшего переформатирования не имеет смысла. Актив будет продан с большой долей вероятности за символическую цену", - полагает эксперт.

Стоит отметить, что нынешнее положение "Гардарики" фактически повторяет ситуацию, в которой эта станция оказалась в начале 2000-х годов. ЗАО "Дом pадио "Гардарика"" было создано журналистом Владимиром Ульяновым в середине 1990-х годов при подавляющем участии госструктур. Ленобласть как основной акционер (45%) полностью финансировала и контролировала станцию.

При господине Ульянове "Гардарику" слушали более 50% абонентов областной трансляционной сети. Но к 2000 году из-за восьмимиллионных долгов станция оказалась на грани банкротства. Господин Ульянов был отправлен в отставку, сопровождавшуюся громким скандалом (с отключением эфира и привлечением силовиков), и арбитражный суд ввел на радио внешнее управление.

В результате мирового соглашения принадлежавшее ЗАО некоммерческое учреждение - редакция "Дом радио "Гардарика"" (держатель лицензии на вещание) - было преобразовано акционерами в одноименное ООО и в 2002 году продано четырем собственникам, аффилированным с ЗАО "Модный дом "Матэн"" (владевшим клубами "Метро" и "Монро"), которое скупило большинство долгов станции. Несмотря на то, что двое собственников передали Ленобласти свою долю - 49%, фактически лицензия на вещание перешла из государственных в частные руки.

После чего ЗАО "Дом радио "Гардарика"" признали банкротом, а не обремененное долгами ООО возглавил совет директоров в составе его председателя - Михаила Михайличенко (тогда он был председателем областного комитета по печати) и двух владельцев контрольного пакета, связанных с развлекательным бизнесом.

Руководителем "Гардарики" назначили ее бывшего внешнего управляющего Георгия Ляшенко, главным редактором - приглашенного из Москвы Александра Юрикова. Студия "Гардарики" переехала из здания правительства в клуб "Метро".

Переоформив лицензию сроком до 2007 года, новое руководство радикально реформировало областной радиоресурс. А на FM-частоте появилась коммерческая молодежная музыкальная станция "Радио Студио", которая затем сменила "Метро". При полностью местном вещании она вошла в десятку самых рейтинговых FM-станций города, конкурируя с московскими сетевиками.

Как сообщал тогда "Ъ" Георгий Ляшенко, ее рыночная стоимость выросла с 600-700 тыс. рублей до полутора миллионов долларов (притом, что бюджетного финансирования станции не хватало даже на оплату передатчиков). При этом информационное обслуживание области оказалось резко сокращено: деятельность правительства тогдашнего губернатора Валерия Сердюкова освещалось только на первой кнопке (в областных окнах "Радио России") и частично на УКВ - в программе "Невская волна".

А смещенный со своего поста бывший гендиректор "Гардарики" Владимир Ульянов, не раз заявлявший о незаконной приватизации госресурса, в течение трех лет судился с Ленобластью, дважды доказав незаконность своего увольнения. Однако новые владельцы так и не согласились вернуть ему директорское кресло даже на час, и в итоге дождались принятия нового Трудового кодекса РФ, который позволил им уволить топ-менеджера.


Вернуться к списку новостей


Дополнительно: