19.12.2012 

Таймшер: собственность или право на отдых?

Классическое понятие таймшера чаще прочего подразумевает покупку права на проживание в курортных апартаментах в заранее определенный период. Это предполагает в том числе и возможность распоряжаться оговоренной частью такой собственности: владелец таймшера может его продавать, дарить, сдавать в аренду или обменивать на таймшеры других таких же «совладельцев» курортной недвижимости.

Тем не менее, в стандартной договорной практике действительным владельцем недвижимости обычно выступает оператор, а права владельца сертификата ограничиваются договором оказания услуг на ограниченное по времени ежегодное проживание.

К чему все же в большей степени относится таймшер, к владению недвижимостью или к ее аренде?

Про историю с географией

Первый опыт организации таймшеров, как ни странно, вовсе не был удачным маркетинговым ходом какой-то частной компании, а возник вполне стихийно.

В середине 1960-х годов несколько семей, имеющих обыкновение ежегодно проводить свой отпуск в швейцарских Альпах – решили просто выкупить небольшое шале и пользоваться им по очереди. Такой вариант отдыха оказался значительно экономичнее и спустя короткое время этим «ноу хау» решили воспользоваться их друзья и знакомые.

Быстро уловив новый тренд, строительные компании также стали предлагать подобные варианты. Идея «мелкорозничной» торговли недвижимостью пришлась по вкусу заокеанским риэлторам: с конца 1970-х таймшеры начали широко рекламироваться и успешно продаваться в США. Чуть позже концепция таймшера пришла в Южную Европу и как лесной пожар прокатилась по Испании и Португалии.

Быстрый рост этой индустрии продолжался в 1990-х годах, расширив предложение за счет курортов Азии и Восточной Европы. Число владельцев таймшеров по всему миру превысило четыре миллиона человек.

Примерно в то же время таймшер пришел и в Россию. Это был совершенно новый вид услуг, который стал довольно быстро развиваться в связи с ростом числа российских туристов и тогдашним (правда, всего лишь временным) отсутствием негативной репутации этой услуги.

Как говорит директор департамента маркетинга и развития швейцарской компании Swiss Appraisal в России и СНГ Асиль Аль-Дахер, из-за тогдашней расхожей практики нечистоплотных продаж таймшеров – у большинства таких продавцов в течение первых 6-ти лет были аннулированы лицензии. Тем не менее, это направление продолжало развиваться, и в следующие 5 лет годовой оборот рынка таймшеров в России составил около $50 млн., при 26 тысячах проведенных сделок.

В мире таймшер приобретал все большую популярность. Многомиллиардный рынок таймшерных продаж привлек в этот бизнес крупные отельные корпорации. Сейчас значимыми игроками этого рынка являются такие всемирно известные бренды как Sheraton, Disney, Ramada, FourSeasons, Hyatt, Ritz-Carlton и Radisson. Крупнейшие международные гостиничные сети, такие как Hilton, Accor и Marriott образовали свои собственные клубные программы (VacationClubs), предоставляющие их участникам право на пользование услугами клуба на определенное количество лет.

В некоторых клубах их участники покупают не привязанные к определенным местам единицы отдыха, а баллы (points), позволяющие им реализовывать свое «право на отдых» на нескольких расположенных в разных местах курортах по их собственному выбору.

Цифры и факты

Таймшерами сейчас охвачено около 5,4 тыс. курортов в более чем сотне стран мира. Владельцы таймшер-сертификатов имеются в 270 странах, в том числе приблизительно 45% от их общего числа составляют граждане Соединенных Штатов.

Асиль Аль-Дахер говорит, что этот рынок заметно упал во время мирового кризиса, однако в последние годы вместе с восстановлением экономики намечаются признаки его восстановления. В последние годы концепция таймшеров набирает силу в развивающихся странах, особенно на Ближнем Востоке и в Тихоокеанском регионе.

Рынок таймшеров характеризуется жесткой конкуренцией, большим количеством крупных и региональных игроков, соревнующихся по качеству и расположению курортов, условиям пребывания и другими услугами. Лидером по обороту, количеству курортов и числу владельцев таймшеров на сегодняшний день является американская Wyndham Worldwide Corporation.

На текущий момент годовой оборот глобального рынка составляет примерно $45 млрд., при этом доля России с оборотом в $850 млн. составляет 1,9% от его общего объема. По всей видимости, резервы роста российского рынка таймшеров как курортно-туристического направления – все еще достаточно велики.

Рассматривать таймшеры как инвестиции, по словам эксперта Swiss Appraisal, можно лишь в том случае, если идет речь о вложениях в свой собственный будущий отдых.

Здесь нужно принять во внимание, что таймшер, как и автомобиль, является быстроизнашивающимся активом, и при продаже теряет от 40 до 75% своей стоимости. Кроме того, инфляция приводит к тому, что определенная денежная сумма сегодня – это всегда больше, чем аналогичная сумма завтра. Не следует также забывать, что покупка таймшера предполагает ежемесячные выплаты на содержание недвижимости и того, что рынок аренды таймшеров достаточно велик, а стоимость аренды такого рода недвижимости – низка.

С другой стороны, таймшер, по сравнению с покупкой недвижимости в собственность или вариантами гостиничного отдыха имеет явное преимущество по соотношению затраченных средств к уровню предоставляемого комфорта и сервиса.

Если говорить о перспективах таймшера как рыночного направления, то здесь, по словам Асиль Аль-Дахер, следует учесть такие факторы как увеличение продолжительности жизни, рост доли работающего населения, в том числе за счет женщин, досрочные выходы на пенсию. Соответственно, спрос на международные туристические услуги в целом, как и рынка таймшеров в частности – постоянно растет.


Издание:  DOMnaMORE.ru
Автор(ы):  Константин Криницкий


Вернуться к списку публикаций