27.12.2012 

Троллейбусы не заработали на выходные

В Кургане урезают график работы общественного транспорта
 
Курганские троллейбусы переходят на пятидневный график работы. Как пояснили в МУП «Городской электротранспорт», такое решение было принято из-за низкой рентабельности маршрутов в выходные дни. Кроме того, в городской думе предлагают полностью отказаться от троллейбусного транспорта, убытки от деятельности которого приходится покрывать городскому бюджету.

Вчера в МУП «Городской электротранспорт» Кургана сообщили, что в 2013 году предприятие меняет график работы троллейбусных сетей в городе. «Троллейбусы переводятся на режим работы в будние дни, они также не будут ездить с 1 по 8 января. Причиной тому является нерентабельность маршрутов в выходные дни», — сообщили на предприятии. По подсчетам ГУП, в выходные дни затраты на электроэнергию превышают заработок в два раза. Например, 22 и 23 декабря предприятие заработало 78,8 тыс. и 46,9 тыс. соответственно, затратив за два дня более чем 200 тыс. рублей на электроэнергию. «В будние дни у нас другая ситуация: мы можем зарабатывать от 210 тыс. до 230 тыс. рублей в день, сжигая электричество ориентировочно на 120–130 тыс. рублей», — отмечают в компании. Предполагается, что в предстоящем году городской бюджет будет покрывать убытки компании. Так, по итогам 2012 года, из курганского бюджета было выделено 46 млн рублей. В целом, на троллейбусы приходится не более 10% пассажиропотока Кургана.

В администрации также подтверждают факт сокращения графика работы троллейбуса. Стоит отметить, что в течение года в курганской думе обсуждали возможность полного отказа от троллейбусов из-за их неэффективности, об этом „Ъ” сообщил депутат гордумы Иван Камшилов. «В бюджете города заложено только 23 млн рублей на покрытие убытков данного предприятия, этого хватит только на первое полугодие. Кроме того, планируется сокращение зарплаты для персонала на 10%», — заявил господин Камшилов, добавив, что о готовности занять маршруты троллейбусов уже заявляли автотранспортные компании, при этом отказываясь от дотаций.

Напомним, что в 2009 году была полностью закрыта троллейбусная сеть Тюмени. По официальной версии, это произошло из-за низкой востребованности данного вида транспорта. Оптимизация троллейбусных маршрутов также проводится в Челябинске, сообщила пресс-секретарь управления транспорта городской администрации Валентина Богомазова. «В Челябинске по-прежнему работает парк в 120 троллейбусных единиц, на текущий момент нам просто нечем заменить данный транспорт. Однако мы оптимизируем либо маршруты в определенные часы, когда пассажиропоток снижен — например, с четырех до пяти утра», — заявила госпожа Богомазова. Отметим, что еще в первом квартале 2012 года парк составлял 170 троллейбусных единиц.

В Екатеринбурге о сокращении маршрутов и парка троллейбусов речь не идет, заявил „Ъ” пресс-секретарь городской администрации Денис Сухоруков. «Напротив, у нас запланировано развитие общественного транспорта, в том числе закупка новых трамваев и троллейбусов. В случае подтверждения заявки Екатеринбурга на проведение „Экспо-2020” маршрутная сеть будет развиваться интенсивнее», — отметил он.

Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк отмечает, что использование троллейбусов может быть рентабельным «только на напряженных маршрутах с большим пассажиропотоком». «Тогда он становится выгоднее автобуса на 10–15%. Однако полукустарное и полуразваленное техобслуживание в троллейбусных депо сейчас менее эффективно, чем автосервисы. Кустарность ремонта троллейбуса также вызывает рост отказов и непроизводительных затрат», — отметил он. По оценкам аналитика финансовой компании AForex Нарека Авакяна, рентабельность общественных маршрутов не превышает 5%. Усредненная стоимость троллейбуса отечественного производства составляет 4,8 млн рублей, автобуса — 3 млн рублей, однако троллейбус быстрее окупается за счет отсутствия необходимости в топливе (затраты на электроэнергию значительно ниже, чем на бензин), отмечает директор департамента маркетинга и развития офиса оценочной компании Swiss Appraisal в России и СНГ Асиль Аль Дахер.


Издание:  КоммерсантЪ Урал
Автор(ы):  Мария Полоус


Вернуться к списку публикаций