04.02.2013 

Долгое «ЭКО»

Эко-продукты в российских магазинах пока стоят намного дороже обычных

Купить «официальные» экологически чистые продукты в российских магазинах можно будет не ранее 2015 года.
 
Разработанный Минсельхозом проект федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции» участники рынка ждали с нетерпением. Дело в том, что в России до сих пор нет норм, устанавливающих, что такое органические (экологически чистые) продукты. Сегодня только ленивый производитель не пишет на этикетке «био» или «эко». Правда, получившийся документ удовлетворил рынок лишь отчасти — в нем всего шесть страниц с базовыми понятиями, да и те в конце прошлого года были отправлены на межведомственное согласование. Набор же конкретных требований к сельхозпроизводителям и продуктам должен быть прописан в соответствующем техрегламенте и национальном стандарте, которые также разрабатывает Минсельхоз с участием представителей АПК. Но это тот случай, когда все рады хотя бы тому, что процесс удалось сдвинуть с мертвой точки.
 
«Закон необходим, и слава богу, что он наконец-то появился», — говорит владелец экофермы «Коновалово» Александр Коновалов. По его словам, самое важное то, что закон запускает процесс легализации всех этапов производства органической сельхозпродукции в России. «Что в этом законе революционного? Он весь — революция. В России наконец-то появится юридическое понятие, что такое органическая (экологически чистая) сельскохозяйственная продукция, — соглашается генеральный директор фирмы «Экокультура» Яков Любоведский. — Не понимаю, чем было обусловлено прежнее нежелание создать в России, в стране с самым большим природным потенциалом, нишу органического сельского хозяйства. Возможна даже и коррупционная составляющая, ведь органическое сельское хозяйство — это в основном личные подсобные и фермерские хозяйства, которые не используют удобрения, химикаты и мало пользуются тяжелой техникой». По словам Любоведского, крупному бизнесу неинтересно, чтобы частные хозяйства усиливали свои позиции в России. Между тем, по данным ФГБНУ «Росинформагротех», в России половину всей сельхозпродукции производят именно небольшие частные предприятия.
В то же время ряд экспертов критикует рамочный характер закона. Профессор Академии народного хозяйства при президенте России Иван Стариков обращает внимание на то, что законопроект, «являющийся абсолютной новеллой в сельском хозяйстве и претендующий стать основой нового сектора российской экономики», не может иметь объем в шесть страниц. «Этот документ можно назвать лишь постановкой проблемы, да и сам проект закона написан небрежно, — объясняет ученый. — Если закон будет принят в данной редакции, то крупные зарубежные игроки рынка посчитают его профанацией и не будут сотрудничать с российскими производителями, что подорвет потенциал российского экспорта».

По мнению исполнительного директора ГК «Прямо с фермы» Дениса Прасолова, законопроект в нынешнем виде не содержит важных конкретных определений, которые бы четко описывали органическую сельхозпродукцию и методы ее производства. Придется ждать появления нацстандарта и техрегламента. «Но уже сейчас видно много подводных камней», — отмечает он. Например, вопрос о том, будет ли российская сертификационная система признана международным сообществом и надо ли иностранным производителям органических продуктов, уже сертифицированным за рубежом, проходить повторную сертификацию у нас, чтобы получить возможность позиционировать ее на российской территории как «органическую». А российские производители, которые уже прошли сертификацию, например, по швейцарскому стандарту, будут ли обязаны проходить российскую сертификацию?

В данный момент в России существует несколько систем добровольной сертификации органической продукции, но набор требований устанавливается самими системами и является упрощенным. Есть западные системы сертификации, но они очень дороги. Иван Стариков отмечает, что сегодня крайне необходимо создать отечественную систему сертификации в соответствии с международными процедурами, требованиями и стандартами.

Если же закон доработают и будут созданы необходимые стандарты и техрегламенты, то, по оценкам экспертов, он положительно скажется на экономике страны. По словам управляющего партнера компании «АгриКэпитал» Надежды Прокудиной, развитие органического производства сделает отрасль сельского хозяйства более диверсифицированной и эффективной. Занятость в сельских районах повысится, что решит многие социальные вопросы на селе, сделает людей экономически активными, ослабит их финансовую зависимость от федерального и регионального бюджетов. Так будет создана адаптивная среда для развития агропромышленного комплекса в новых условиях деятельности после присоединения России к ВТО. По мнению экспертов ООН, «органическое земледелие является отличным способом спасения от банкротства сотен и тысяч мелких ферм в развивающихся государствах».

Эксперты отмечают, что большинство российских крестьян уже сейчас производит качественную и чистую продукцию, так как они используют преимущественно ручной труд, а химикаты применяют относительно мало из-за их дороговизны. «Им остается сертифицировать свое производство у аккредитованного государством органа как органическое и маркировать продукцию соответствующим образом», — добавляет Надежда Прокудина.

«Де-факто они (крестьяне) уже сейчас производят экопродукцию. Станут ли крестьянские хозяйства регистрировать себя де-юре как экопроизводители — это вопрос того, каким будет техрегламент и насколько готово поддержать их государство на этом пути», — предполагает Яков Любоведский. Он прогнозирует взрывной рост численности экопроизводителей: сейчас таковых единицы, «но, поверьте, уже через 2—3 года после принятия закона их будут тысячи».

Однако не все так просто. Гендиректор швейцарской оценочной компании Swiss Appraisal в России Роман Чибисов отмечает: «Главное, чтобы принятию этого закона сопутствовала поддержка со стороны государства, регуляторов рынка, банков и прочих организаций». В противном случае ни о каком органическом буме речь идти не может. «Цена на органическую продукцию без существенного субсидирования со стороны государства может оказаться неподъемной для массового потребителя», — признает Денис Прасолов.

По мнению Александра Коновалова, для органического сельхозпроизводства финансовая поддержка государства — это ключевой момент. Необходимо сделать так, чтобы цены органических продуктов соответствовали финансовым возможностям среднего класса. Сейчас мы платим за «органику» на 50—300% больше, чем за обычные продукты. При наличии доступного финансирования возможно значительное снижение цены, и тогда органическая продукция наконец-то перестанет быть привилегией богатых и получит широкое распространение. «Это показывает западная практика. Там реальную цену на органическую продукцию маскирует именно государственная поддержка», — объясняет Коновалов. Размер субсидий зависит от того, какой продукт производит ферма, как долго она работает и какие у нее по площади земельные ресурсы сельскохозяйственного назначения.

Так, в Германии фермеры получают в среднем 500 евро на 1 гектар земли в год, во Франции этот показатель варьируется примерно от 250 до 500 евро, рассказывает Роман Чибисов. «Пока производство органических продуктов — это в основном небольшой бизнес, часто держащийся на инициативе и энтузиазме владельца», — говорит Денис Прасолов. Сегодня нередки случаи, когда начинающий фермер, за которым нет инвесторов, стоит перед выбором: купить доски, чтобы достроить коровник, или подать документы для получения сертификата на молочную продукцию, чтобы можно было реализовывать ее в торговых сетях, отмечает он. В итоге выбирает доски, потому что зима наступает. А потом ищет сбыт, поскольку все дачники разъехались и теперь молоко пропадает. Эксперты говорят, что государство должно как минимум субсидировать сертификацию органического производства и продукции, которая может стоить от 50 тыс. до 300 тыс. рублей в год. «И мы увидим, как цены на органические продукты питания начнут падать, и купить качественный экологически безопасный продукт будет проще», — уверен Яков Любоведский.

Еще одна проблема, стоящая на пути «органики» к потребителям, — это сбыт. «Основная сложность на стадии реализации — выход продукции фермеров на полки сетевых магазинов, где она не выдерживает ценовую конкуренцию, — рассказывает аналитик ИК «Грандис Капитал» Ксения Аношина. — Знакомый начинающий экофермер не смог «пристроить» баранину, выращенную в естественной среде, без использования антибиотиков и каких-либо стимуляторов роста и медикаментов, так как его продукция оказалась в несколько раз дороже импортного аналога». Также есть логистические проблемы, связанные с относительно коротким сроком и специальными условиями хранения органических продуктов. «В законе о торговле, к сожалению, нет возможности прописать выделение отдельных полок в супермаркетах под органическую продукцию, — констатирует Александр Коновалов. — Проблему придется решать самим производителям — либо совместно с ритейлом, либо путем создания собственных магазинов и интернет-торговли». Есть еще один интересный факт: потребители хотят употреблять в пищу не только полезные, но и красивые, удобные в приготовлении овощи и фрукты. «Мы долго объясняли нашим клиентам: если картошка с черными точками, значит, она ничем не обработана и безопасна, — рассказывает Денис Прасолов. — Но аргументом покупателей было: почему они должны заплатить за овощи больше, чем в магазине, да еще столько пустить в отход? И яблоки с червяками — тоже не предел мечтаний, увы. И курица натуральная фермерская — она ведь не такая жирная и не тает во рту, как выращенная на витаминах и добавках».

Тем не менее Александр Коновалов полон оптимизма. Он уверен, что российские органические продукты смогут завоевать не только отечественный рынок, но и западный, заняв там 10—15% рынка, поскольку наша страна недавно вступила в ВТО и торговых барьеров стало меньше. Однако Иван Стариков подчеркивает, что и здесь без помощи властей не обойтись: государство должно помогать в создании и раскрутке национальных брендов экопродукции. Роман Чибисов соглашается, что вступление России в ВТО предусматривает упрощенную схему экспорта и импорта товаров, но не отменяет жесткой конкуренции с зарубежными производителями. «Насколько российские продукты будут конкурентоспособными за рубежом, в данный момент сложно судить, — рассуждает аналитик. — Поскольку неизвестно, придем ли мы к приемлемой себестоимости экопродуктов после принятия и, главное, соблюдения всех статей нового законопроекта».

Впрочем, пока вопросы господдержки органического сельского хозяйства лишь обсуждаются вместе с законопроектом. Все основные документы (сам закон, техрегламент, национальный стандарт, система сертификации) должны быть готовы к концу этого года. Проект федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты РФ» ушел на межведомственное согласование в ноябре прошлого года и вернулся в Минсельхоз с большим количеством комментариев, а согласовал его только Минздрав. Об этом «Профилю» сообщили в аграрном ведомстве. Теперь, как отметили в департаменте научно-технологической политики и образования Минсельхоза, предстоит работа над замечаниями министерств и ведомств, потом документ отправится на повторное согласование. Ведомственный план-минимум — внести законопроект в правительство в декабре 2013 года. Работа над техрегламентом по экопродукции только начинается, этот вопрос будет решаться совместными силами ученых, бизнеса и специалистов Минсельхоза. Столь долгую подготовку законопроекта в министерстве объяснили нехваткой кадров в ведомстве и сложностью самого документа, так как он затрагивает многие законодательные акты. Впрочем, по словам одного из участников рабочей группы по законопроекту, если кто-то из первых лиц государства «поднимет «органику» на флаг», то уже в мае этого года примут все необходимые документы. Но пока участники рынка считают, что наиболее вероятным сроком, когда вся «органическая» система заработает, будет 2015 год.

Издание:  Профиль
Автор(ы):  Ольга Щедрова


Вернуться к списку публикаций