25.11.2014 

Ускорение разгрузки

Уралмашзавод намерен побороться за российский рынок гидравлических экскаваторов. Пока в этом сегменте спрос удовлетворяется за счет импортной техники. Реализация проекта позволит УЗТМ занять свою нишу на этом рынке.

В 2014 году на ОАО "Уралмашзавод" стартовал проект по разработке гидравлических экскаваторов. Завод намерен предложить горнодобывающим компаниям свой аналог импортных экскаваторов. Сейчас такое оборудование закупается у четырех зарубежных компаний — Caterpillar, немецкого концерна Liebherr, японских компаний Komatsu и Hitachi.

В 2013 году из 150 приобретенных карьерных экскаваторов (общая стоимость около 11,5 млрд руб.) 120 были импортированы, большая часть из них гидравлические. Импортозамещение могло бы сократить долю продажи импортной гидравлики до 45% к 2020 году, тогда как сейчас она составляет 80%).

Ранее Уральский завод тяжелого машиностроения специализировался только на экскаваторах, работающих на электроприводе, однако в последние годы рынок начал проявлять больший интерес к машинам, не требующим подведения электролинии к карьеру. "Как правило, характеристики экскаваторов должны соответствовать растущей грузоподъемности автотранспорта. Производители экскаваторов придерживаются следующего принципа: автотранспорт должен заполняться за три-пять разгрузок ковша экскаватора. Поэтому постепенно объем ковша увеличивается. Мы, в свою очередь, начнем с модели 3000МН с объемом ковша 16 кубометров и намерены увеличить его до 40 кубометров",— пояснил Александр Шарапов, генеральный директор ОАО "Уралмашзавод". Сегодняшних мощностей Уралмашзавода, использующихся для выпуска механической лопаты, достаточно и для выпуска гидравлических машин. "Если не будет хватать производственного ресурса, стратегический инвестор Газпромбанк может принять решение профинансировать закупку дополнительного оборудования. Наша площадка готова к выполнению такой задачи",— говорит глава предприятия. Согласно маркетинговым исследованиям компании, на механические лопаты со временем будет приходиться только 15% рынка. Связано это с тем, что гидравлические машины, ранее уступавшие механической лопате по объему ковша, начали конкурировать с электроприводными. "Сейчас максимальная емкость мехлопаты достигла 75 кубометров, но Caterpillar уже выпустил гидравлическую машину с ковшом 60 кубометров. Лидеры по производству механических лопат сейчас сосредоточили мощности на выпуске машин с ковшом от 30 кубометров и больше — в этом состоит основная потребность рынка",— объясняет руководитель рабочей группы по изготовлению гидравлических машин Александр Самолазов.

В первом полугодии 2015 года планируется завершить проектные работы. В 2016 году разработчики собираются изготовить опытный образец модели. К данному проекту планируется привлечь российских партнеров Уралмашзавода. Например, идут переговоры с московской компанией "Объединенная энергия". Предприятие ранее уже разрабатывало систему управления для экскаваторов с электроприводами, сейчас перед ним поставлена задача сделать новые "мозги" для машин. "Они сделают нам систему диагностики и управления экскаватором, которая позволит в любой точке мира отслеживать информацию о состоянии машины",— рассказывает господин Самолазов. Уралмашзавод намерен также сотрудничать с коллегами из Екатеринбурга — ОАО "Научно-производственное объединение автоматики им. Н.А.Семихатова". "С ними планируем заключить договор на дизайн-проект всей линейки экскаваторов и кабины машиниста",— говорит господин Самолазов.

На НИОКР и выпуск опытного образца Газпромбанк планирует выделить 110 млн руб., в период с 2015 по 2023 год будет выпущено порядка 110 машин. Помимо увеличения продаж УЗТМ планирует развивать сервисную сеть. Производители данных машин гарантируют срок эксплуатации до 10 лет.

Эксперты полагают, что у предприятия есть возможность заинтересовать своей продукцией горнорудные компании. Как отмечает директор департамента оценки компании Swiss Appraisal Алексей Сергеев, российский рынок гидравлических экскаваторов еще далек от насыщения: "Спрос на гидравлические экскаваторы в России существенно уменьшился", сократившись во втором квартале 2014 года более чем на 30%. Нынешний год стал кризисным и для отечественных предприятий ввиду текущей геополитической ситуации, следствием которой стало сокращение финансовых потоков, снижение числа поставщиков сырья и общий спад продаж",— констатирует он. По прогнозам эксперта, Уралмашзавод может существенно увеличить свою долю на рынке сбыта гидравлических машин в связи с отказом государственных заказчиков закупать иностранную спецтехнику. Такие решения российских властей стимулируют спрос на продукцию российских производителей.

Среди эксплуатируемых в России карьерных экскаваторов преобладает техника с высокой степенью износа. По оценке руководителя проектов практики "Промышленность" КГ "НЭО Центр" Сергея Демина, доля гидравлических машин с ковшом 4-35 кубометров незначительна, основная доля карьерного парка приходится на механические лопаты с объемом ковша от 5 до 15 кубометров. Причем, развитие и обновление самосвальной техники в России опережает соответствующие показатели по экскаваторам, в результате чего есть несбалансированность процесса экскавации. По мировым стандартам погрузка самосвала осуществляется в трех-пяти циклах экскавации, а на отечественных карьерах - в шести и более циклах. "Необходимо модернизировать карьерную экскаваторную технику. Это подтверждают сформировавшиеся на рынке тенденции замещения старых электромеханических экскаваторов импортными гидравлическими и наращивания вместимости ковша экскаватора",— поясняет господин Демин. По его подсчетам, годовой прирост объема рынка гидравлических экскаваторов составляет 4-5%.


Издание:  КоммерсантЪ Машиностроение
Автор(ы):  Мария Полоус


Вернуться к списку публикаций