23.12.2014 

Счастливый год «Татнефти»

У «Татнефти» был удачный год: благодаря большим объемам переработки на «Танеко» EBITDA компании самая высокая за последние восемь лет, погасили $550 млн долга. Нефтяная компания решила вложить в шинный бизнес 10 млрд руб.

«Татнефть» добилась самого высокого показателя EBITDA за последние восемь лет по итогам девяти месяцев, ссылается аналитик «Альпари» Анна Кокорева на отчетность компании по МСФО. EBITDA в III квартале сократилась на 11% до 33,6 млрд руб. к июню — сентябрю прошлого года, но за три квартала выросла на 22% до 112,9 млрд руб. По итогам года показатель может достигнуть 140-145 млрд руб., считает Кокорева.

Чистая прибыль «Татнефти» в III квартале — 22 млрд руб., на 5,2% меньше, чем годом раньше. Но в целом за январь — сентябрь рост на 33,4% до 73,5 млрд руб. В прошлом году чистая прибыль «Татнефти» шла вниз: минус 4% к 2012 г. — до 70,8 млрд руб., говорится в отчете.

Выручка за январь — сентябрь выросла на 11,1% до 371,8 млрд руб. Выручка от реализации собственной нефти на внутреннем рынке за девять месяцев — 60,2 млрд руб., что на 50% больше, чем год назад. С 104,8 млрд до 86,7 млрд руб. упала выручка от реализации собственной нефти в страны дальнего зарубежья.

Добыча нефти в компании за три квартала выросла на 0,4% до 19,8 млн т, а производство нефтепродуктов увеличилось на 14% до 6,9 млн т. Выручка от переработки нефти и реализации нефтепродуктов за девять месяцев выросла на 23% до 180,2 млрд руб. по сравнению с январем — сентябрем прошлого года.

Объем добычи стабилен в динамике (+0,5% относительно аналогичного периода 2013 г.), структура выручки разворачивается на внутренний рынок — 50/50 в 2014 г., ранее на внутренний рынок приходилась треть реализации, говорит старший оценщик Swiss Appraisal в России и СНГ Юрий Паньков.

Драйвер «Танеко»

Рост выручки и прибыли у «Татнефти» Кокорева объясняет увеличением продаж нефти на внутреннем рынке и в страны СНГ. По ее словам, на показателях компании благотворно сказалось ослабление рубля, так как доля экспорта в выручке составляет 80%. Существенный прирост показала нефтепереработка, чего удалось достигнуть за счет увеличения объемов переработки на НПЗ «Танеко», отмечает аналитик.

За неполный год «Татнефть» переработала более 7,8 млн т нефтесырья, выпустила около 1 млн т дизеля«Евро-5», 1,5 млн т газового бензина и другой продукции (в прошлом году переработано 7,6 млн т, в этом планируется 8,5 млн т, мощности позволяют 8,7 млн т), говорится в ответе пресс-службы компании«Ведомостям». 24 марта введена в промышленную эксплуатацию комбинированная установка гидрокрекинга(КУГ). Установка рассчитана на переработку 2,9 млн т в год вакуумного газойля с производством 1,16 млн т в год дизельного топлива «Евро-5»; 500 000 т топлива для реактивных двигателей; 610 000 т прямогонной нафты; 560 000 т гидроочищенного газойля, сообщает пресс-служба. С пуском КУГ «Татнефть» сформировалась как холдинговая вертикально-интегрированная компания, осуществляющая нефтяной бизнес от скважины до бензоколонки, сказано в комментарии пресс-службы.

Двадцать пятого ноября 2014 г. в режим комплексного опробования выведено производство высокоиндексных базовых масел, для внедрения на рынок инновационных смазочных материалов«Татнефть» создала специализированное подразделение, сообщает пресс-служба о новых технологиях. Следующий этап — строительство установки замедленного коксования, что позволит исключить выпуск мазута, увеличить глубину переработки и выход светлых нефтепродуктов. Целевым продуктом установки является кокс, который будет использоваться как топливо на Нижнекамской ТЭЦ (входит в «Татнефть»), что позволит создать замкнутый цикл: из собственного сырья делать электрическую и тепловую энергию для нефтедобычи и переработки. «Это позволит “Татнефти” быть независимой от внешних энергоносителей, а сэкономленные лимиты природного газа направить для развития процессов углубления переработки нефти», — комментирует пресс-служба.

Поставки на рынок автомобильного бензина компания планирует с середины 2016 г. Это будут бензины марок «Регуляр-92» и «Премиум-95», соответствующие экологическому классу «Евро-5», в количестве 500 000 т в год. С 2017 г. выпуск автомобильных бензинов составит 1 млн т, уточняет пресс-служба«Татнефти».

К 2020 г. с пуском новых установок объем нефтепереработки планируется увеличить до 14 млн т. К 2020 г.«Танеко» будет представлять высокоэффективный нефтеперерабатывающий комплекс — 28 технологических установок с годовой производительностью 14 млн т по нефтесырью с глубиной переработки в 97%, с отбором светлых нефтепродуктов в 87%, обещает компания.

«У “Татнефти” будут дополнительные расходы в связи с удвоением мощности НПЗ “Танеко” до 14 млн т к 2020 г. и доведением добычи природных битумов до 2 млн т в год. Инвестиции в расширение “Танеко” оцениваются в 150 млрд руб. Из-за этого свободный денежный поток компании сильно снизится», — считает старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. По его словам, расширение «Танеко» — непростая задача в условиях непрекращающейся дискуссии об изменениях в налогообложении отрасли.

«Татнефть» мечтает о преференциях

В январе «Прайм» со ссылкой на источник в Федеральной таможенной службе сообщал, что «Татнефть» обратилась к правительству с просьбой снизить для нее экспортные пошлины на нефть — компания мотивирует это высокими затратами на переработку добываемой высокосернистой нефти. «Желания“Татнефти” по меньшей мере выглядят странно, ведь нефть, которую она поставляет в общую трубу, не высшего качества. Коктейль Urals дорого обходится другим российским нефтяникам», — сказал собеседник агентства. Для «Татнефти» с 2007 г. действуют льготы: нулевая ставка НДПИ на добычу и 10-летняя льгота в виде снижения на 90% экспортной пошлины для месторождений битумов.

Гидрокрекинг на «Танеко» введен до выравнивания экспортных пошлин на мазут и нефть, что планируется сделать с 1 января 2015 г., говорил «Ведомостям» директор Small Letters Виталий Крюков. Решение прописано в бюджете, но нефтяники считают, что правительство может его отменить, отмечал он. По его данным, мазут будет облагаться такими же экспортными пошлинами, что и нефть, сейчас это 60% от цены нефти. «Татнефти» было важно запустить гидрокрекинг сейчас, так как НПЗ сразу увеличат выпуск светлых нефтепродуктов. Еще один позитивный фактор для «Татнефти» — это снижение с этого года пошлин на дизельное топливо (ставки уменьшаются с 66 до 65% в 2014 г., до 63% в 2015 г. и до 61% в 2016 г.), считает Крюков.

Цены не повлияли

Падение цен на нефть пока не оказало существенного негативного влияния на финансовые показателии деятельность компании, так как снижение стоимости сырья компенсируется ослаблением рубля, говорит Кокорева. Однако в будущем низкие цены на нефть не будут способствовать освоению новых технологий и развитию новых проектов, деятельность «Татнефти» сосредоточена на разработке битумной и сверхвязкой нефти. Такие проекты более затратны, чем традиционная добыча, и при ценах на нефть ниже $70-75 за баррель могут быть нерентабельными, говорит Кокорева. Крюков, однако, отмечал, что «Татнефть» в последние годы существенно снизила себестоимость добычи, в том числе тяжелой (сверхвязкой) нефти, добычу которой она наращивает, применяя эффективные методы.

Ресурсы битумной нефти в России оцениваются почти в 50 млрд т, из них в Татарстане — от 1,7 млрд до 7 млрд т (данные «Татнефти»). «Татнефть» добывает 590 т битумной нефти в сутки на Ашальчинском месторождении (данные «Татнефти»). Максимальную ежегодную добычу битума в 300 000-320 000 т компания ожидает в 2015-2016 гг. Извлекаемые запасы сланцевой нефти компания оценивает в 192 млн т.

Долг погашен

Основная задолженность «Татнефти» номинирована в валюте и ослабление рубля ей не на пользу, отмечает Кокорева. Однако, продолжает она, долговая нагрузка компании одна из самых низких в отрасли (меньше только у «Сургутнефтегаза») и составляет 9,5 млрд руб. за январь — сентябрь, что на 25% меньше, чем за девять месяцев прошлого года.

Это делает «Татнефть» привлекательной для инвестиций, а свободные денежные средства компания будет больше направлять на собственное развитие, чем на обслуживание долга, уверена Кокорева.

Двадцать четвертого июня «Татнефть» погасила $550 млн клубу международных банков, сообщала компания. В июне 2011 г. «Татнефть» заключила необеспеченное кредитное соглашение с фиксированной ставкой в размере 3,5% годовых с единовременным погашением через три года. Кредиторы — BNP Paribas(Suisse) SA, Bank of Tokyo — Mitsubishi UFJ Ltd, Commerzbank Aktiengese llschaft, ING Bank N.V., Natixis, Open Joint Stock Company Nordea Bank, Sumitomo Mitsui Banking Corporation и West LB AG, London Branch. Кредит был погашен в конце срока в соответствии с условиями кредитного соглашения за счет собственных средств, говорится в сообщении. Планирует ли компания в ближайшее время занимать на рынке, представитель «Татнефти» не говорил. При сохранении текущей цены на нефть компания может обойтись без значительного объема кредитных средств, говорил в июне старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. Привлечь зарубежные займы сейчас сложно, сказал Паньков из Swiss Appraisal в России и СНГ. Интерес к восточным кредиторам пока еще не велик, но в эту сторону целесообразнее направить кредитно-финансовые интересы компании, на внутреннем рынке с увеличением ключевой ставки в ближайшей перспективе сложно привлечь займы, считает он.

Камские шины

Выручка «Татнефти» от нефтехимии (производство шин) упала с 26 млрд руб. за январь — сентябрь прошлого года до 25,5 млрд руб. в этом году.

В феврале совет директоров «Татнефти» обсуждал стратегию формирования продуктового портфеля и сбыта продукции шинного комплекса до 2018 г. К ее выполнению компания приступает в этом году, говорил представитель торгового дома «Кама» (генеральный дистрибутор шинной продукции «Татнефти»). Инвестиции составят 10 млрд руб., сказано в ответе «Ведомостям» пресс-службы «Татнефти».

Заводы «Татнефти» выпускают автомобильные шины марок Kama, Kama euro, Viatti. По данным компании, на ее предприятиях сделана каждая третья российская шина. В шинный комплекс входят«Нижнекамскшина», Нижнекамский завод грузовых шин и Нижнекамский завод шин ЦМК, которые выпускают более 240 моделей шин.

Стратегия предполагает создание новых брендов шинной продукции плюс ценовое репозиционирование существующих брендов, говорится в пресс-релизе. В ответе пресс-службы НК сказано, что новые бренды планируются в сегменте легковых, легкогрузовых и грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин. На предприятиях запланировано создание и новых моделей шин.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов предполагает, что «Татнефть» планирует выйти в новые сегменты на рынке шин (например, в премиум), так как в традиционных для нее сегментах ее могут теснить конкуренты. В декабре 2013 г. премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков говорил, что после вступления в ВТО ежегодные потери «Нижнекамскшины» составят 5-6 млрд руб.

ООО «Торговый дом «Кама» в прошлом году продало около 12 млн шин, в 2012 г. — более 13 млн.

Конкуренция на российском шинном рынке продолжает усиливаться наряду с растущим импортом из стран Азии, мировые бренды локализуют производство на территории России: Continental запустила производство в Калуге с первоначальной мощностью 4 млн шин в год, Bridgestone объявила о начале строительства завода в Ульяновской области, в планах — запуск производства в 2016 г., говорится в рыночном исследовании российского производителя шин компании «Кордиант».

«Татнефть» за границей

В мае «Татнефть» возобновила работы в Ливии, сообщал заместитель генерального директора компании, главный геолог Раис Хисамов. По словам Хисамова, сейсморазведочные работы в формате 3D предстоит выполнить на участке 547 кв. км. Параллельно «Татнефть» проводит тендер на бурение разведочных скважин на тех участках, где успела провести исследования, прежде чем приостановить работы в стране. Сейчас «Татнефть» взаимодействует с местными сервисными компаниями, с которыми работала ранее. По словам Хисамова, законсервированное оборудование в Ливии сохранено и пригодно для продолжения работ.

«Татнефть» ведет геологоразведку в Ливии совместно с ливийской National Oil Corp. (NOC) на нефтяных участках в районах Гедамис и Сирт общей площадью 18 180 кв. км. Концессию на разработку этих участков российская нефтекомпания получила по итогам международных тендеров в 2005 и 2006 гг. В феврале 2011 г. из-за начавшихся в Ливии беспорядков российская компания приостановила работы. Как сообщалось, на 31 декабря 2013 г. в Ливии находились активы «Татнефти» на сумму 5,673 млрд руб., из которых 5,455 млрд руб. составляли капитализированные затраты на разведку, 210 млн руб. — товарно-материальные запасы и 8 млн руб. — денежные средства.

Сейчас снижение курса рубля благотворно влияет на компенсации потерь «Татнефти» на фоне падения цен на сырье, считает Паньков из Swiss Appraisal в России и СНГ. По его словам, о битумах говорить еще рано, Татарстан как владелец 2/3 запасов гущи еще скажет свое слово в данном сегменте, но для этого потребуется какое-то время. Долги в основном также внутренние, однако такие достижения не должны вводить в заблуждение сегодня, предупреждает Паньков.


Издание:  Ведомости — Казань
Автор(ы):  Денар Сулейманов


Вернуться к списку публикаций