21.01.2015 

Политика Греции вынудила Швейцарию отвязать франк от евро

15 января Центробанк Швейцарии сильно встряхнул мировые финансовые рынки. Решение регулятора отвязать национальную валюту от европейской стало абсолютно неожиданным не только для отдельных брокеров, но и для целых государств. «Экономика сегодня» выясняла причины и последствия такого шага.

Недолговечный союз

Центробанк Швейцарии привязал франк к евро в сентябре 2011 года. В тот момент в самом разгаре был европейский долговой кризис, и такая мера казалась вынужденной. Приток европейского капитала в Швейцарию тогда увеличился в несколько раз, а франк соответственно значительно укрепился и оказался сильно переоценен. Именно поэтому ЦБ установил потолок колебаний курса франка к евро на уровне 1,2 франка и с тех пор удерживал его, скупая миллиарды евро.

С этого момента привязка франка к евро рассматривалась как часть сложившейся финансовой системы, все эксперты были уверены, что это продлиться еще очень длительное время. Да что тут говорить, если сам ЦБ через прессу поддерживал эту иллюзию. За несколько дней до радикального изменения политики регулятора, ЦБ подтвердил привязку к евро как единственно возможную на данный момент.

Но уже 15 января председатель национального банка Швейцарии Томас Йордан выступил со следующим заявлением: «Мы попрощались с минимальным обменным курсом франка к евро. Но мы продолжаем уделять существенное внимание ситуации на валютном рынке и будем вмешиваться, если необходимо, в его работу и проводить интервенции».

Тихая гавань

Чтобы как-то объяснить свой поступок ЦБ заявил, что «минимальный валютный курс был введен в период исключительной переоцененности швейцарского франка и чрезвычайно высокого уровня неопределенности на финансовых рынках». Такие меры были вынуждены защитить швейцарскую экономику, но изначально они носили временный характер.

Нынешняя же денежная политика, которую проводят власти ведущих валютных фондов значительно расходится с представлением Швейцарии об этой самой политике. «Евро сильно ослаб по отношению к доллару и этот тренд может оказаться долговременным, что сказывается в том числе на франке», — заявили в ЦБ.

«С учетом того, что сейчас происходит в Еврозоне — страхи дефляции, проблемы с Грецией, мы видим, что евро очень сильно ослаб даже по сравнению с прошлым годом. Соответственно швейцарский франк и доллар теперь становятся некими резервуарами. Причем, если с долларом это оправдано ростом процентных ставок и намечающимся ростом американской экономики, то в Швейцарии это скорее ощущение тихой гавани», — считает директор по региональным рейтингам и инфраструктурным проектам RusRating Антон Табах.

О Греции и спекулянтах

Среди основных причин аналитики выделяют в первую очередь все-таки не слабеющий евро к доллару, а близящееся «количественное смягчение». Швейцарские финансовые власти решили здесь сыграть на опережение. «В преддверии ожидаемого решения Европейского Центрального Банка 22 января, когда будет озвучено решение по выкупу суверенных облигаций стран еврозоны, Национальный банк Швейцарии пытается избежать излишнего укрепления национальной валюты, и принимает все доступные меры, включающие снижение доходности по десятилетним ценным бумагам», — комментирует «Экономике сегодня» генеральный директор швейцарской оценочной компании Swiss Appraisal в России и СНГ Роман Чибисов.

После решения Европейского Центробанка 22 января, франк, таким образом может стать основной мишенью спекулянтов со всей Европы, чего очень не хотелось бы Швейцарскому ЦБ.

Однако некоторые эксперты полагают, что у Швейцарии может быть инсайдерская информация о событиях в Греции, где на 25 января намечены парламентские выборы. Если на них победит леворадикальная коалиция СИРИЗА, а шансы ее высоки, то Греция может начать откровенно шантажировать ЕС выходом из Еврозоны и возвращением к собственной валюте. Все это опять же ударит прямой наводкой по евро. Но гендиректор Swiss Appraisal в России и СНГ считает, что «делать прогнозы по Греции очень сложно накануне выборов в предстоящие выходные».

Венгерское правительство и швейцарские домохозяйки

Больше всего от резких действий ЦБ Швейцарии пострадали местные бизнесмены и международные инвесторы. Швейцарские товары и раньше были не самыми доступными, теперь они стали и вовсе практически неконкурентоспособными. Это коснулось как часовщиков, так и производителей шоколада. Туризм тоже начинает испытывать трудности, а в этой сфере в Швейцарии занято 170 тысяч человек.

Отдельные инвесторы после скачка франка на рынке вынуждены были объявить технический дефолт, так как не смогли справиться со своими обязательствами. «Брокеры не могли закрыть позиции, поскольку рынок двинулся мгновенно, и ликвидности просто не было», — объяснила ситуацию начальник отдела анализа валютных рынков компании BNP Paribas Мирза Бейг.

А пока бизнес и инвесторы подсчитывают убытки, радуются швейцарские домохозяйки и венгерское правительство. Первые выиграли как активные потребители. Благодаря росту покупательской способности франков, магазины предоставляют швейцарцам очень широкий спектр скидок на все импортные товары, начиная от продуктов и заканчивая путевками на курорты. Скидки начинаются минимум с 20%.

Что касается венгерского правительства, то тут стоит отметить его дальновидность. В конце 2014 года оно перевело все кредиты во франках на сумму более 10 млрд евро в национальную валюту. Те же поляки на этом прогорели – многие брали ипотеку во франках и теперь не способны выплатить заем. Кредиты Польши во франках – это около 35 млрд долларов.


Издание:  Экономика Сегодня
Автор(ы):  Павел Бойков


Вернуться к списку публикаций