04.02.2015 

Новый «Русский магний» // «Ураласбест» планирует перезапустить проект по переработке отвалов

В Асбесте (Свердловская область) планируется реабилитировать проект по выпуску магния из отвалов ОАО «Ураласбест». Об этом „Ъ” сообщили в региональном министерстве инвестиций. Предполагается, что в проекте будут использованы запатентованные технологии обанкротившегося «Русского магния». Региональные власти сейчас ведут поиски инвесторов. По мнению экспертов, на мировом рынке сейчас наблюдается перепроизводство магния, но уральский проект может оказаться востребованным за счет девальвации рубля.

Как рассказал „Ъ” заместитель министра инвестиций и развития Свердловской области Дмитрий Нисковских, ОАО «Уральский асбестовский горно-обогатительный комбинат» («Ураласбест») снова намерено построить завод по выпуску магния из отвалов собственного производства. Предполагается, что для проекта будут использованы исследования обанкротившегося ОАО «Русский магний» — запатентованная технология по переработке серпентинита для получения магния. «Это производство включено в стратегию диверсификации предприятия, проектные мощности будут определяться при формировании пула инвесторов. Сейчас и руководство предприятия, и правительство ищут потенциального участника проекта»,— сообщил господин Нисковских.

ОАО «Ураласбест» производит хризотил, годовая мощность составляет 450 тыс. тонн, компания выпускает нерудные стройматериалы (12 млн тонн), тепло- и звукоизоляционные материалы (94 тыс. тонн). Контрольный пакет акций контролирует топ-менеджмент завода. Чистая прибыль компании за январь–сентябрь 2014 года составила 743 млн рублей, выручка — 8,89 млрд рублей.

ОАО «Русский магний» было создано в 2004 году для организации производства мощностью 70 тыс. тонн магния в год. В уставном капитале участвовали швейцарская компания Minmet Financing Company (50,005%-ный пакет), Свердловская область (25% плюс одна акция), ОАО «Ураласбест» (25% минус две акции). Строительство завода началось в 2007 году. В проектирование, в подготовку площадки и НИОКР было инвестировано порядка 1,5 млрд рублей со стороны Minmet Financing Company. Ожидалось, что соинвесторами станут «Роснано» и «Металлы Восточной Сибири». С 2012 года финансирование прекратилось, а мажоритарный пакет был продан американскому бизнесмену Марку Лиснянски. После смены собственника сотрудники были уволены, а предприятие было признано банкротом. Стоимость запатентованной уникальной технологии оценивается в 900 млн рублей.

В ОАО «Уралабест» на запрос „Ъ” не ответили. По словам господина Нисковских, проект до снижения курса рубля в 2014 году оценивается в 13–15 млрд рублей. Сейчас правительство и руководство «Ураласбеста» ведут переговоры с потенциальными инвесторами, однако их названия не раскрываются. Свердловская область на этот раз решила отказаться от прямого участия в проекте, но готова оказывать поддержку. «Через инвестиционный фонд бюджет готов финансировать затраты на инфраструктуру, либо субсидировать процентную ставку по кредиту, либо предоставлять налоговые льготы при присвоении статуса приоритетного инвестпроекта. Также мы намерены подготовить заявку на софинансирование в адрес Внешэкономбанка»,— пояснил господин Нисковских. В региональным министерстве промышленности добавили, что проект может быть реализован на базе индустриального парка. «Правительством ведутся работы по созданию производственных структур на промплощадке, принадлежащей ОАО „Русский магний” (75,4 га)»,— уточнили в минпроме.

Директор департамента оценки Swiss Appraisal Алексей Сергеев пояснил, что основным потребителем магния является авиационная и автомобильная промышленность. По его словам, проект столкнется с конкуренцией со стороны Qinghai Fengrui Magnesium и Hebei Magnesium Wheel Tech (Китай). Аналитики отмечают, что из-за перепроизводства продукции в КНР за последние два года цена на продукт снизилась на 27%, а с начала 2014 года цена за тонну магния снизилась на 12% — с $2,6 тыс. до $2,3 тыс. «Уральское предприятие может выиграть за счет девальвации рубля, однако с 2017 года это преимущество исчезнет в случае существенного повышения цен на железнодорожные перевозки и электроэнергию»,— пояснил эксперт центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков.


Издание:  Коммерсантъ Урал
Автор(ы):  Мария Полоус


Вернуться к списку публикаций