29.01.2015 

Петербург плавно въехал в зону платной парковки

В течение всего прошлого года Смольный готовил петербуржцев к введению системы платной парковки в центре города. Уже завершены работы по нанесению дорожной разметки, установлены датчики для определения занятости парковочного места, продолжается установка паркоматов. Запуск пилотной зоны ориентировочно произойдет в мае, стоимость одного часа парковки в зоне между набережной Фонтанки и Лиговским проспектом обойдется в 60 рублей. Идея городских властей, по расчетам аналитиков, может принести городской казне дополнительно 600 млн рублей по итогам 2015 года.

Внедрение системы платного паркинга в Петербурге, по мнению городских властей, должно привести к разгрузке центральной части города от большого количества автомобилей. Впервые эту идею как меру борьбы с пробками начали обсуждать в администрации Петербурга еще при губернаторе Валентине Матвиенко. Тогда предлагалось два варианта — введение платных парковок или платного въезда в центр города. При этом основным средством передвижения для горожан должен стать общественный транспорт. Действующий губернатор Георгий Полтавченко сначала поддержал идею введения платы за въезд в центральные районы, но в 2013 году в Смольном стали чаще высказываться в пользу платных парковок. По словам главы профильного комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Сергея Харлашкина, городские власти будут рассматривать вариант с платным въездом в центр города только в том случае, если мера по введению платных парковок окажется неэффективной.

Первые внятные заявления и шаги по введению платного паркинга были сделаны в начале 2014 года, а уже к концу года в пилотной зоне, ограниченной Невским проспектом, набережной реки Фонтанки, Лиговским проспектом и Кирочной улицей, была полностью нанесена дорожная разметка, установлены датчики определения занятости парковочного места, сейчас продолжается установка паркоматов (автоматов по оплате парковки безналичным способом — с помощью банковских карт и единых парковочных карт). Параллельно с этим для водителей открыли демонстрационную зону платной парковки, которая заработала на Караванной улице (возле здания КРТИ) в сентябре.

Первые адреса

В общей сложности паркоматы заработают на 27 улицах, включая часть Лиговского и Литейного проспектов, улицы Восстания, Некрасова, Жуковского и Маяковского. В общей сложности на них появится почти три тысячи машино-мест. Ранее сообщалось о том, что пилотная зона заработает весной 2015 года, однако есть сомнения, что все резиденты (жители Петербурга, проживающие в границах парковочной зоны) успеют получить свои резидентные удостоверения, поэтому открытие площадки может перенестись на май.

Оформить резидентное разрешение горожане смогут в районных многофункциональных центрах, а также в электронном виде — через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Такие разрешения оформляются в течение десяти дней и действуют три года. Получить их смогут только те петербуржцы, которые имею прописку в доме, расположенном в зоне платной парковки, или имеют долю в праве собственности, или снимают там жилье по договору социального или служебного найма. У жителей будет право на парковку двух автомобилей. Все горожане могут бесплатно оставлять машину в зоне платной парковки ночью, с 20:00 до 8:00. За право оставить машину на улице в выходные и праздничные дни также придется платить. Часть бесплатных парковочных мест будет выделена для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп и их представителей, многодетных семей и экстренных служб. Курировать платные парковки будет Единый диспетчерский центр управления платными парковками, созданный на базе ГУП "Центр автостоянок и гаражей". Оплатить стоянку можно будет наличными, с помощью банковской карты, через SMS, личный кабинет веб-портала парковочного пространства park.spb.ru и приложение "Парковки".

К концу прошлого года определился тариф за пользование платной парковкой, составивший 60 рублей в час для автомобилей категории B и 30 рублей для мотоциклов и мопедов. Местные жители смогут приобрести льготный абонемент стоимостью 1,8 тыс. рублей в год. Остальным придется платить значительно больше — месячные абонементы обойдутся в 12 тыс. рублей, годовые — в 108 тыс. рублей. По расчетам комитета по тарифам, совокупная скидка по абонементам составит 45 и 60% соответственно. Все нарушения (парковка без оплаты, оплата меньше необходимой суммы, превышение срока оплаченного времени более чем на 10 минут, опоздание с оплатой, парковка сразу на двух местах) обойдутся петербургским автолюбителям в 3 тыс. рублей.

Счет на сотни миллионов

Оценщик офиса швейцарской оценочной компании Swiss Appraisal в России и СНГ Михаил Азовский полагает, что, основываясь на статистике, полученной из опыта введения платной парковки в Москве, можно сделать вывод, что бюджетные средства, поступающие от оплаты парковки в первый период до конца 2015 года, будут равны 600 млн рублей.

"Недозагрузка парковочных мест планируется невысокой, а количество неплательщиков от общего числа припарковавшихся (судя по московскому опыту) — менее 1%. Таким образом, штрафы за неоплаченную парковку принесут Санкт-Петербургу гораздо меньшую сумму — около 50 млн рублей. Итого общая сумма собранных средств за платную парковку и штрафов за неоплату парковки, по нашим прогнозам, составит 650 млн рублей", — говорит он.

В Москве, где платная парковка заработала с конца 2012 года, тариф чуть больше: там за парковку в центре города, то есть в пределах Бульварного кольца, горожане платят 80 рублей в час. Резидентное удостоверение в этой зоне стоит 3 тыс. рублей в год. Месячный абонемент в столице обходится в 16 тыс. рублей, годовой — в 160 тыс. рублей.

В целом с 2012 года платная парковка в Москве разрослась с экспериментальной зоны в районе Петровки до Садового кольца (тариф 60 рублей в час), затем до Бульварного кольца, пришла в район "Москва-Сити", а к концу 2014 года подошла к границам Третьего транспортного кольца (тариф 40 рублей в час). При этом в Москве постоянное расширение платных стоянок в целом воспринимается довольно агрессивно: в прошлом году были зафиксированы случаи стрельбы по парковочным комплексам из обрезного оружия, в конце года прошла крупная акция протеста против проводимой столичной мэрией политики расширения зоны и идеи ввести платный въезд в центр города.

В Петербурге, так же, как и в столице, власти намерены расширять зону платной парковки поэтапно. К 2019 году она должна расшириться до 65 тыс. машино-мест за счет Центрального (20 тыс. мест), Адмиралтейского (15 тыс. мест), Василеостровского (15 тыс. мест) и Петроградского (15 тыс. мест) районов. Существует также проект организации платной парковки на территории, ограниченной реками Невой и Фонтанкой, Лермонтовским проспектом, улицей Декабристов, набережной Крюкова канала и площадью Труда. По расчетам чиновников, стоимость этого проекта превысит 2 млрд рублей. Софинансировать в создание этой зоны, по договоренности со Смольным, должен Всемирный банк, однако кредитная организация пока не дала согласия на участие в проекте: пока неизвестно, продолжит ли она сотрудничать с городом в условиях взаимных санкций. Тем не менее ожидается, что Всемирный банк предоставит около 1 млрд рублей на реализацию проекта, еще 1 млрд выделят федеральные власти, около 200 млн рублей вложит правительство города.

По оценке главы аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрия Кумановского, после запуска пилотной зоны платной парковки транспортный поток в центре Петербурга может снизиться примерно на 25-30%.

"А после того как Западный скоростной диаметр будет запущен полностью, объем транспорта сократится еще больше. Автовладельцы начнут преимущественно пользоваться этой скоростной магистралью, потому что и там, и там нужно платить, а останавливаться в центре города будет невыгодно", — считает аналитик.


Издание:  КоммерсантЪ Санкт-Петербург
Автор(ы):  Татьяна Дятел


Вернуться к списку публикаций