30.03.2015 

Трудноизвлекаемая стратегия

Министерство энергетики России намерено в течение нескольких месяцев обновить стратегию развития ТЭК на ближайшие 20 лет. Так как первоначальная версия была принята 5 лет назад, появилась необходимость доработать документ. Глава Минэнерго Александр Новак убежден, что в проекте трезво оценивается как влияние санкций на экономику, так и возможности промышленников. Федеральные власти рассчитывают, что в субъектах будет активнее развиваться «нетрадиционная» добыча ресурсов. К таким прогнозам аналитики относятся со скепсисом.

Опора на локализацию

Осенью 2015 года на федеральном уровне будет скорректирован проект энергетической стратегии России до 2035 года. Такое поручение председатель правительства РФ Дмитрий Медведев дал министерству энергетики. Вместе с Кабмином и заинтересованными организациями Минэнерго должно проработать ряд пунктов.

– Речь идет о модернизации теплоэнергетики, стимулировании геологоразведки, платежей за потребленные энергетические ресурсы. До 1 октября должно выйти распоряжение об утверждении проекта, – отмечают в Белом доме.

После повторного обсуждения ожидается рассмотрение окончательного варианта проекта, затем начнется еще более детальная работа. Например, на основе стратегии будут подготовлены генеральные схемы и программы развития всех ветвей отрасли. Планируется сформировать план действий как для нефтегазового сегмента, так и для угольной промышленности и электроэнергетики. Так как топливно-энергетический комплекс составляет более 25% валового внутреннего продукта (ВВП) и дает 30% поступлений в бюджет, отрасль должна стабильно функционировать. Более 2/3 дохода от экспорта и более четверти инвестиций составляет именно данный сегмент. Тем не менее, по словам главы правительства, проблем в секторе накопилось немало.

– Модель, когда топливно-энергетический комплекс и вся экономика развивались только за счет постоянного увеличения добычи на освоенных месторождениях и экспорта энергоресурсов, уже не работает в полной мере. Легких денег будет все меньше, это тоже понятно, – подчеркнул Дмитрий Медведев.

Технологическая отсталость, устаревшая инфраструктура, недостаток конкуренции и стимулов для инноваций – таковы основные барьеры для развития отрасли, считает он. Впервые энергетическая стратегия была принята в 2009 году. За 5 лет правила рынка начали меняться – появились новые производители и технологии, к последним ключевым факторам следует отнести замедление внутреннего экономического роста, увеличение себестоимости добычи и затрат на транспортировку. Перечисленные пункты подтолкнули федеральные власти к пересмотру принятой стратегии.

Премьер-министр, открывая обсуждение на заседании Белого дома, призвал обратить внимание на изменения. По его мнению, необходимо увеличивать число собственных генераций в северных и восточных регионах страны.

– Нужно развивать энергетику Калининградской области и Крымского федерального округа, которые находятся на особом положении, чтобы обеспечить нормальные условия для работы промышленности и жизни людей в этих регионах, – пояснил он.

В условиях экономических санкций глава Белого дома настоял на том, чтобы организации ТЭК делали упор на импортозамещение и локализацию производства. Согласно энергостратегии, через 20 лет в отрасли должно применяться не более 10% импортного оборудования и материалов. Еще одним обязательным направлением, уверены федеральные власти, должен оставаться курс на освоение восточного рынка.

– Нужно проводить гибкую экспортную политику. Конечно, не в ущерб нашим европейским потребителям, но мы должны наращивать свое присутствие на новых быстрорастущих рынках. Это, прежде всего, Азиатско-Тихоокеанский регион, – резюмировал Дмитрий Медведев.

Уголь на восток

Министр энергетики РФ Александр Новак во время презентации проекта объяснил, по каким причинам стратегию приходится корректировать. Помимо внутренних изменений следует учитывать развитие нетрадиционных направлений. Компании начали интересоваться сланцевой добычей нефти и газа, а также развивать выпуск сжиженного природного газа (СПГ).

– Кроме того, мы видим более низкие темпы экономического роста, чем были заложены в предыдущей версии стратегии. Также мы взяли в расчет решения последних лет. Это и налоговые маневры, и либерализация экспорта сжиженного СПГ, – цитирует правительство РФ заявление Александра Новака.

Ожидается, что финансирование ТЭК до 2035 года составит 2,5 триллиона долларов, при этом отрасль может развиваться по двум сценариям – консервативному и целевому. Первый предполагает, что экономика будет продолжать развитие исходя из принятых санкций – снижения цен на энергорынке. В таком случае ВВП вырастет примерно на 40% – ежегодный рост составит 1,6%. Целевой прогноз выглядит более оптимистично: ежегодный рост ВВП может составить 2,7%, общий рост – 80%. По оценкам главы Минэнерго, истина окажется где-то посередине и реальное развитие сектора будет находиться в диапазоне между обоими сценариями.

Александр Новак озвучил конкретные цифры, заложенные в разработанный проект. Объем добычи нефти останется на достигнутом уровне в 525 миллионов тонн, но структура добычи поменяется на качественном уровне. Ожидается, что будет увеличиваться добыча трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ), а также будет все больше осваиваться шельфовых месторождений. В итоге в 2035 году такие проекты должны занять 25% от общего объема добычи. Извлечение ТРИЗ составит 80 миллионов тонн, добыча на шельфе – 50 миллионов тонн, подсчитал министр.

– Увеличится коэффициент извлечения нефти до 40%, будет увеличена глубина переработки нефти – с сегодняшних 72% до 91% к 2035 году, что позволит нам уменьшить объемы переработки и существенно увеличит объемы экспорта. Объемы экспорта нефти увеличатся с 220 миллионов до 270 миллионов, а переработка сократится. При этом объемы производства ключевых, базовых качественных нефтепродуктов (это бензин и дизтопливо, керосин) будут обеспечиваться в полном объеме для потребностей российской экономики, и в том числе будет увеличен их экспорт на внешние рынки, – уверен Александр Новак.

Газовая отрасль, добывающая ежегодно 640 миллиардов кубометров газа, будет через 20 лет извлекать до 880 миллиардов кубометров. При этом выпуск СПГ должен вырасти в 6 раз – с нынешних 14 миллиардов кубометров до 82 миллиардов. Согласно стратегии, угольные компании нарастят добычу с 356 миллионов до 435 миллионов, причем объем экспорта вырастет на треть. Ожидается, что основным потребителем будет Азиатско-Тихоокеанский регион. Производство электроэнергии, базирующееся на угле, также будет больше рассчитано на внешний рынок.

В целом генерации могут увеличить ежегодный выпуск на 30% – с сегодняшних 1,05 триллионов до 1,44 триллионов кВт-часов. Впрочем, спрос внутри страны будет отставать от предложения – его рост составит только 15%.

– В энергобалансе увеличится доля энергетики, базирующейся на газе, а в выработке электричества – атомных и гидроэлектростанций, – пояснил он.

Кроме того, Александр Новак не оставляет надежду повысить энергоэффективность отрасли и снизить энергоемкость российской продукции на 40%. Хотя ранее федеральные власти требовали выполнить данную задачу к 2020 году, однако большинство субъектов, по оценкам экспертов, едва ли успеют достигнуть уровня в 25-30%.

Любопытным моментом является запуск пилотных проектов в РФ. Сейчас активно обсуждается вопрос, следует ли внедрять налог на финансовые результаты среди промышленных компаний (налогообложение добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организации – прим.).

– Нами предложено 12 проектов, 12 месторождений по трем нефтегазовым компаниям – «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ» и «Сургутнефтегаз». Еще будет обсуждение ситуации с другими нашими коллегами, федеральными органами исполнительной власти. Но в целом принципиально такое решение принято, – отметил министр энергетики.

Примечательно, что государственная корпорация «Роснефть» свою модель финансово-экономического развития к совещанию Кабмина не представила.

Конвейер для отрасли

Некоторые пункты программы энергостратегии вызвали вопросы у представителей регионов, ориентированных на нефтегазовую добычу. Так, губернатор ХМАО–Югры Наталья Комарова не согласилась с прогнозами Александра Новака. В действующей редакции проекта стратегии прописано, что в Западной Сибири к 2035 году объемы нефтедобычи сократятся. В 2010 году извлекалось порядка 308 миллионов тонн, к 2035 году показатель составит только 288 миллионов. Напомним, на Ханты-Мансийский автономный округ приходится более 50% добычи нефти в стране.

Сибирское отделение Российской академии наук видит ситуацию иначе.

– При научно обоснованном и рачительном подходе, в случае активного использования ТРИЗ добыча будет доведена уже к 2030 году до 425 миллионов тонн нефти в год, – озвучила прогнозы ученых Наталья Комарова.

Глава региона рассчитывает, что на протяжении 20 лет регион будет технологически подготовлен к добыче ТРИЗ, в оборот будут пущены малые месторождения и малодебетовые скважины. Губернатор рассчитывает, что в секторе будут активно работать малые и средние нефтяные предприятия. Кроме того, администрация ХМАО рассчитывает на справедливое налогообложение для компаний ТЭК, а также на отдельный раздел в энергетической стратегии, рассчитанный на инициативы компаний и властей в Западной Сибири. Субъект просит внедрить на территории ХМАО-Югры систему налогообложения финансового результата, именно власти региона инициировали вместе с нефтяными компаниями и Минэнерго РФ разработку данного законопроекта.

– В чем состоит наша стратегическая инициатива? Во-первых, это создание современных технологий, обеспечивающих импортозамещение и, в конечном счете, позволяющих распространять по миру российские технологические продукты. Для этого должны быть задействованы новейшие социальные технологии, например, такие как краудсорсинг, программа мер «Национальная технологическая инициатива», венчурно-инвестиционный конвейер в нефтяной отрасли, над созданием которого мы работаем в партнерстве с отраслевыми министерствами, Российским фондом прямых инвестиций и другими заинтересованными структурами, – пояснила Наталья Комарова.

Легкой нефти не бывает

По мнению директора департамента оценки Swiss Appraisal в России Алексея Сергеева, нефтегазовому комплексу будет сложно довести уровень добычи ТРИЗ и извлечения ресурсов на шельфе до 25%, ведь многие проекты по данному направлению осуществлялись благодаря западным технологиям.

– Даже если проигнорировать текущие экономические условия (низкие цены на энергоносители) и наличие санкций (которые рано или поздно закончатся), то существует ряд комплексных проблем. В первую очередь, это отсутствие доступного оборудования для бурения на шельфе и возможности привлечения крупных инвестиций на длительный срок для малого и среднего бизнеса, требуемых данной отрасли даже для разработки малых месторождений, – заявил эксперт.

По его оценкам, без государственной поддержки и без технологических прорывов в России шансы малых и средних нефтегазовых компаний выглядят призрачными.

Более того, специалисты в области нефтедобычи уже давно подтверждают отсутствие так называемой «легкой» нефти. Кроме того, напоминает представитель Swiss Appraisal, остро стоит проблема транспортировки добытых ресурсов, особенно на самом перспективном арктическом шельфе. Необходимо развивать и заводы по выпуску СПГ, а также компании постоянно сталкиваются с монополией на транспортировку углеводородов со стороны «Транснефти».


Издание:  Бизнес России
Автор(ы):  Яна Платова


Вернуться к списку публикаций