10.11.2017 

Коммуны 21 века: приживутся ли коливинги в России

Коливинги — эдакие творческие коммуналки для жильцов с общими интересами — уже десять лет воплощают мечты утопистов об объединении людей "на началах общности и труда". Кто-то считает такие проекты отголосками периода хиппи и не воспринимает их всерьез, однако коливинги быстро распространяются по планете и уже дошли до России. О перспективах такого формата и интересе инвесторов к подобным проектам расскажет портал "Арендатор.ру".

"У нас нет случайных людей"

Коливинги появились в 2000-х годах в США, когда несколько молодых специалистов, работавших в Кремниевой долине, поняли: поодиночке им не снять даже самое скромное жилье, поэтому следует объединить усилия. Так они и поступили, вскладчину арендовав качественный двухэтажный особняк.

Дома в неформальной обстановке товарищи обсуждали различные темы или делились опытом, и со временем в The Rainbow Mansion (так называлась их тусовка) стали собираться такие же молодые работники из Google, Apple, Tesla и прочих технологических компаний.

Позже подобные проекты стали появляться в других городах страны, а затем и по всему миру. На сайте Coliving.com зарегистрированы 174 коливинга: 72 — в США, 16 — в Испании, 7 — в Индонезии, по 6 — в Колумбии и Франции, остальные 67— в различных странах Азии, Африки, Европы и Южной Америки.

Россия не вошла в этот список, что, впрочем, понятно: в нашей стране этот формат проживания еще только начинает развиваться. Среди наиболее известных проектов можно упомянуть столичные "Дом Аллигатор" и Local Point. Также следует назвать "Триглинки", EarlyBirds (оба — Санкт-Петербург), "Инсайт Хаус" (Сочи, Крым) и"Шерегеш" (Кемеровская область).

Любопытно, что за рубежом даже есть сетевые операторы коливингов, например, в США. Крупнейшими из них являются Hacker Home (девять проектов), Outpost Club (пять) и Common (четыре). Кроме того, в 2016 году сеть коворкингов WeWork запустила экспериментальный проект WeLive, а к 2018 году компания рассчитывает открыть 69 таких объектов по всему миру. Российскому рынку до этого пока еще далеко.

Анастасия Малкова, коммерческий директор группы компаний Stone Hedge, отметила, что коливинги в России и на Западе создаются для разных целей. "В большинстве зарубежных стран инвесторы запускают коливинги и коворкинги для привлечения иностранных стартапов. Насколько мне известно, лидерами в этом направлении являются Великобритания, Голландия и Дания. У нас же это скорее оптимальная альтернатива съемным квартирам", — рассуждает эксперт.

Коливинги часто сравнивают с хостелами — они похожи наличием общих кухни, гостиной и иногда даже санузла. Однако в целом в коливингах намного комфортнее: в них нет двухъярусных кроватей, а в одной комнате обычно живут не более трех человек.

Также во многих коливингах идет строгий отбор постояльцев — им нужно заполнять специальные анкеты, которые рассмотрят управляющие проекта, а затем пройти собеседование. Например, руководство московского Local Point прямо заявляет: "У нас нет случайных людей и к нам нельзя заселиться на выходные".

Но все-таки главное отличие хостелов и коливингов состоит в специализации последних: как правило, туда заселяются люди с общими интересами и сферой деятельности. Такие проекты можно назвать смесью хостела и коворкинга, бизнес-инкубаторами, где начинающие предприниматели могут обсуждать свои идеи, делиться опытом и заодно получать новые знания — в "креативных коммунах" часто проводят лекции и мастер-классы.

Жилье и рабочее место в одном флаконе

Основными арендаторами коливингов являются студенты или начинающие предприниматели, у которых нет денег на отдельное жилье. В зависимости от формата такое жилье вполне может подойти и молодым парам без детей. При этом зачастую стоимость проживания в коливингах выше, чем в коммунальной квартире или комнате: например, месяц в "Шерегеше" обойдется в 10 тыс. рублей, "Инсайт Хаус" — 15 тыс.

Однако клиентов привлекают творческая атмосфера и возможность получить за доступную цену жилье и рабочее место в одном флаконе, поэтому для молодежи это хороший способ встретиться с единомышленниками и обзавестись полезными знакомствами.

А вот выгода арендодателя не столь очевидна — прежде всего это дополнительная необходимость подбирать арендаторов по интересам. Кроме того, хотя новый формат привлекателен для инвестиций, важно не упустить момент, пока на этом рынке мало игроков и такие проекты могут приносить существенный доход. "С появлением конкурентов будет снижаться маржинальность, как в свое время случилось с хостелами", — напомнил руководитель управления развития коммерческой недвижимости ГК "Инград" Юрий Тараненко.

Эксперты оценивают срок окупаемости коливинга в России в три−пять лет. Но, по мнению Александра Пензина, старшего оценщика компании Swiss Appraisal в России и СНГ, для инвесторов нет экономического смысла в строительстве коливингов — не до конца понятен механизм, как переложить затраты на строительство и содержание общественных мест на жителей.

Между офисом и жизнью

В ближайшем будущем коливинги вполне могут прижиться в России и занять свою нишу на рынке. Фактически, это новый тип недвижимости для поколений Y и Z, которые кардинально отличаются от современных покупателей жилья. Их приоритеты — не владеть, а арендовать, и поэтому такие люди гораздо проще смотрят на перспективы совместной жизни с другими.

"Также у молодежи нет того негативного осадка, который был у большинства советских граждан и тех, кто рос в 1990-е годы, жил в коммуналках или студенческих общежитиях. Сегодня совместное проживание трансформировалось в другую область, это новые ценности, взаимовыгодное сотрудничество, определенный синергический эффект", — добавляет Тараненко.

Коливинги наряду с коворкингами могут стать новыми форматами общественных пространств, что продиктовано несколькими тенденциями. С одной стороны, благодаря повсеместному распространению Интернета жители города могут вести полноценную жизнь, не отходя от компьютера: общаться, работать, делать покупки.

С другой стороны, этот тренд привел к тому, что людям не хватает живого общения, и они ищут пространства, которые могут стать площадками для общих интересов и общения. Коливинги и коворкинги могут стать хорошим решением в этом вопросе, полагает Анастасия Малкова.

Вероятнее всего, наибольшее распространение коливинги получат в крупных городах-миллионниках (помимо Москвы и Санкт-Петербурга), которые являются локальными точками притяжения — например, Екатеринбург и Новосибирск.

Специалисты настаивают: в последнее время в крупных городах происходят серьезные урбанистические изменения, которые ведут к изменению роли общественных пространств. Одна из самых популярных концепций — сочетание публичной и частной зон на одной территории. Это вполне воплощается в коворкингах и коливингах, поскольку они представляют собой оптимальное соотношение между офисом и местом для отдыха. И хотя такие проекты пока только начали развиваться в России, они обещает стать популярными.


Издание:  Arendator.ru
Автор(ы):  Илья Китов


Вернуться к списку публикаций