01.07.2018 

Выпадающие объемы Венесуэлы "закроют" Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и Катар

Саммит ОПЕК внес некую ясность в ближайшее будущее нефтяного рынка, но, к сожалению, не полностью. Общий объем добычи нефти будет увеличен на 1 млн баррелей в сутки (б/с). Известно, что основной объем наращивания добычи будет достигнут за счет Саудовской Аравии, а Россия планирует нарастить добычу на 200 тыс. б/с. Общими словами было сказано, что необходимо довести уровень соответствия добычи до 100%, то есть до уровней, когда было заключено соглашение, а это 32,6 млн б/с в конце 2016 года.

«Если анализировать данные по тому, сколько страны ОПЕК должны были сократить по соглашению и сколько в реальности сократили, то очевидно, что потенциально наращивать предложение могут лишь Саудовская Аравия, а также Кувейт, ОАЭ и Катар», – полагает Екатерина Крылова, главный аналитик «Промсвязьбанка».

По ее мнению, поскольку это весьма небольшие объемы – чуть более 100 тыс. б/с, – то, скорее всего, речь пойдет о задействовании резервных мощностей. Здесь опять же на первый план выходит Саудовская Аравия, у которой их еще на 1,5 млн б/с.

«Страны с проблемными экономиками (Анголу, Алжир, Венесуэлу) и страны, которые сократили добычу меньше ожидаемого (Ирак) или вовсе нарастили добычу (Иран), в расчет мы не берем. Реальное увеличение добычи, скорее всего, будет меньше 1 млн б/с и будет лишь компенсацией выпадающих объемов Венесуэлы», – полагает Крылова.

Она также считает, что ОПЕК может в сентябре собраться на внеплановую встречу до очередного саммита, который назначен на 3 декабря, если предложение нефти продолжит снижаться из-за санкций против Ирана.

«В целом мы оцениваем решение по итогам саммита ОПЕК как ожидаемое. Рассчитываем, что объемы наращивания добычи по факту будут примерно соответствовать запланированным цифрам (0,6 млн б/с), что сильно не меняет ожидания по балансу рынка до конца этого года. Нефть вполне учла в цене повышение добычи: по нашим оценкам, уровень $75-78 за баррель останется актуальным на ближайшее время. Основные текущие понижательные риски – это угроза эскалации торговой войны между США и Китаем и еще более активное наращивание добычи американскими сланцевиками», – убеждена Крылова.

Как отмечает Алексей Сергеев, директор департамента оценки и консультационных услуг/Россия и СНГ Swiss Appaisal, принятое странами-участницами ОПЕК+ соглашение направлено на выполнение плана по сокращению добычи нефти, которое в настоящий момент существенно перевыполняется. Сокращение составляет порядка 2,8 млн б/с вместо запланированных 1,8 млн б/с. Это обусловлено существенным уменьшением поставок нефти из Ливии, что связано с нестабильной политической ситуацией, а также из Ирана и Венесуэлы, в отношении которых введены экономические санкции США.

«Учитывая прогнозируемое участниками рынка увеличение спроса на нефть, производимую странами ОПЕК+, с 32,2 млн б/с во II квартале 2018 года до 33,2 млн б/с и 33,5 млн б/с в III и IV квартале соответственно, а также невозможность единовременного наращивания добычи участниками соглашения (рост добычи к концу года не превысит 700-800 тыс. б/с от текущего уровня 31,9 млн б/с), принятое решение в отсутствие внешних факторов, таких как значительное увеличение добычи нефти в США, не должно оказать существенного влияния на цену барреля», – полагает Сергеев.

Предполагается, что на долю российских компаний придется не более 200 тыс. б/с от общего объема увеличения добычи по новому соглашению в формате ОПЕК+, что составляет 2/3 от обязательств по сокращению, принятых в 2016 году (300 тыс. б/с).

«Это позволит нарастить экспорт и более эффективно использовать существующие добывающие мощности. Однако на рост темпов реализации новых проектов российских нефтяных компаний это соглашение значительно не повлияет», – говорит Алексей Сергеев.


Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, обращает внимание на то, что, согласно годовой отчетности Минэнерго, исполнение соглашения ОПЕК+ в 2017 году оказало влияние на снижение нефтедобычи в России. По итогам 2017 года падение добычи составило 0,6 млн тонн при увеличении экспорта нефтяного сырья на внешние рынки на 3 млн тонн.

На момент присоединения России к ОПЕК+ в октябре 2016 года объем добычи нефти и газового конденсата составлял 47,493 млн тонн, суточная добыча соответствовала уровню 1,532 млн тонн (11,247 млн б/с). В то же время предполагаемое увеличение объемов нефтедобычи в России на 200 тыс. б/с соответствует 27 тыс. тонн в сутки. За II полугодие 2018 года прирост нефтедобычи может составить 5 млн тонн на фоне сложившегося фактического сокращения за 5 месяцев 2018 года на 1,6 млн тонн (к уровню аналогичного периода 2017 года).

«С учетом геолого-технологических и сезонных факторов, оказывающих влияние на изменение объемов нефтедобычи, к концу 2018 года вероятна коррекция до уровня 547 млн тонн. При этом на развитие проектов нефтяных компаний оказывает влияние их доходность, взаимосвязанная с повышением мировых цен на нефть. Пока биржевой рынок позитивно реагирует на последнее решение ОПЕК+, но для долгосрочных инвестиций потребуется мониторинг изменений на фоне фактической коррекции объемов нефтедобычи в сторону повышения», – говорит Сафонова.

В рейтинговом агентстве «Эксперт РА» по итогам решения саммита ОПЕК+ также не ожидают существенных изменений цены на нефть – котировки прогнозируются на уровне $65-75 за баррель.

«Хотя соглашение ОПЕК+ заключено в конце 2016 года, сокращение добычи нефти на 1,8 млн б/с удалось достичь только к маю 2017-го. В июне этого года соглашение выполнялось примерно на 150%, то есть рынок не получал больше нефти, что могло привести к его перегреву и росту цен выше $80 за баррель», – комментирует Анна Кертанова, младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА».

Однако, отмечает эксперт, распределение свободных мощностей будет диспропорциональным, из 24 участников соглашения увеличить добычу смогут только 8-10 стран.

«Учитывая, что увеличение Россией может составить около 200 тыс. б/с, для российских нефтяных компаний это дополнительный стимул развивать бурение и осваивать новые месторождения. Увеличение квот даст возможность дополнительных инвестиций в отрасль», – полагает Кертанова.

Издание:  Нефть и Капитал
Автор(ы):  Мария Ромашкина


Вернуться к списку публикаций