Инвестор Алексей Менн раскрыл подробности экзит-сделки с «Самокатом»

В апреле 2020 года инвестор Алексей Менн подвёл итоги первого года работы своего венчурного фонда Begin Capital. Фонд проинвестировал в шесть проектов, среди них - сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат». На этой сделке фонд уже заработал - «Сбербанк» и Mail.ru Group покупают 75,6% компании. VC.ru взял интервью у господина Менна, и мы публикуем часть, которая касается этой сделки.

У Begin Capital недавно был громкий выход - «Самокат». Что вас привлекло в этом проекте?

Его основатели - Слава Бочаров и Родион Шишков. Они же пираты с большой буквы.

Пираты? Почему?

Ну вот есть же такой список бизнесменов, у которых нет красивого MBA и кто не умеет в PowerPoint делать презентации. Зато Слава, например, может открывать сорок магазинов в месяц, делать выдающиеся операционные вещи, захватывать корабли и делать то, что многим кажется невозможным.

Первый раз, когда мы со Славой общались, я ему отказал, потому что первая идея была - зайти через ЖКХ.

Он хотел сделать приложение для каждого дома, в котором можно вызвать сантехника, проголосовать за цвет покраски забора или заказать экспресс-доставку товаров первой необходимости с мини-склада в подъезде.

У меня была позиция, что многие из сферы ЖКХ - трудные для взаимодействия люди и с ними очень сложно общаться, да и приложение для каждого отдельного дома - довольно трудоёмко.

Потом мы встречаемся через полгода, и я схожу с ума от его метрик. За несколько месяцев около 40% компаний по ЖКХ в Москве и Санкт-Петербурге подписали с ним договоры. Мне казалось это нереальным, и я проникся к человеку уважением, захотел инвестировать.

И тут Слава говорит: «Мы решили, что это всё полная фигня, ЖКХ нам не нужно, от этих контрактов мы откажемся. Будем делать иначе». И далее рассказал уже про нынешний концепт.

До инвестиций мы сделали проверку гипотез - открыли три склада в разных районах. За месяц сервисом начинали пользоваться 10-12% местных жителей, что много, когда в доме есть «Перекрёсток», «Вкусвилл», а через дорогу - «Лента». Для сравнения - доля онлайна на российском рынке товаров первой необходимости составляет 0,2%. И это при том, что Россия - восьмой по размеру продуктовый рынок в мире.

Слава и Родион собрали сильную операционную и технологическую команду. И так ребятам удалось привлечь 10-12 частных инвесторов уже на старте.

Когда инвестировали?

Мы инвестировали в них в начале 2019 года небольшим чеком, потому что наш основной фокус - другие страны.

Вот тоже неожиданно. Вы обычно вкладываетесь в зарубежные стартапы, а тут вдруг - российский проект.

Да, российский рынок сложный, но если я встречаю сильного предпринимателя и компанию, то мы поддержим их. Выдающиеся люди могут добиться результата на любом рынке.

Какую сумму вложили в «Самокат»?

Около $200 тысяч.

При какой оценке компании?

Тогда она была около $10 млн.

Сразу надеялись на продажу?

Здесь скорее вопрос был о возможности привлечения инвестиций. Эта компания не взлетела бы, если бы на старте не могла поднимать по $10-20 млн за раунд. Здесь сработал масштаб личностей Славы и Родиона.

Конечно я считаю, что мы продали чуть раньше, чем могли бы, но нужны были большие раунды для масштабирования проекта. Надеяться на крупные российские фонды не приходилось - они инвестируют на более поздней стадии.

В итоге работать со стратегом выходило куда проще и безопаснее, чем конкурировать с двумя стратегами сразу (первый стратег - «Яндекс», второй - совместное предприятие Mail.ru Group и «Сбербанка» - vc.ru).

Если бы мы стремились быть независимыми, то была бы вероятность проиграть, потому что маржинальность этого бизнеса коррелирует с закупочной силой (чем больше компания, тем больше она закупает товаров и тем ниже цена на них - vc.ru).

Сколько вы в итоге заработали на сделке?

Не могу сказать. Тем более «Сбербанк» похвастался сделкой, но денег ещё не прислал. Но сделка и правда хорошая, и я рад, что покупатели не пошли путём конкурента, который появился после «Самоката».

Он всё изучил, посмотрел, по складам поездил, а потом сделал унизительное предложение основателям. Как мне известно, оно было лишь словесным. Предприниматели отказали, и тогда конкурент сказал, что сделает их аналог.

Некоторые действительно считали, что технологию такой быстрой доставки придумал «Яндекс».

Я очень тепло отношусь к людям из «Яндекса», у меня много хороших знакомых из этой компании. Но меня пугает, что у «Яндекса» есть репутация «воришек» среди ребят из малого и среднего бизнеса, с которыми я общаюсь.

Им просто страшно что-то показать этой компании, потому что иначе разговор короткий: если «Яндексу» что-то понравится, то они сделают совсем скромное предложение об инвестициях, а если откажешься, то сделают аналог проекта.

С одной стороны, я их хорошо понимаю, потому что если бы был на их месте то, возможно, не покупал никого дороже $10 млн в принципе. Раз у меня лучшие разработчики страны и огромные маркетинговые возможности, то я могу стать первым во многих отраслях.

Не мне им советовать, но я бы показывал рынку, что компания готова инвестировать, приобретать компании по справедливой оценке, готова не просто копировать чужие продукты, а работать в партнёрстве. Иначе «Яндекс» лишь ускоряет отъезд сильных предпринимателей сразу в Европу и США: им проще сразу делать что-то там - иначе тебя не купят или просто скопируют.

Наверное, многие мировые компании ведут себя так же или даже хуже. А возможно, у меня завышенные ожидания от «Яндекса» и Mail.ru Group. Я жду изменений и лидерства на рынке скорее от них, чем от государства. Они способны задавать стандарты для российских крупных компаний или даже государств.

Например, в какие отрасли инвестировать и на каких условиях, как интегрировать стартап в свою культуру и экосистему, чтобы основатели не чувствовали себя наёмными менеджерами и так далее.


Вернуться к списку новостей

07.03.2024 МТС заплатила за 68,8% сервиса аренды самокатов Юрент 5 млрд рублей
16.01.2024 МТС получил контроль над сервисом аренды самокатов «Юрент»
29.11.2022 Оператор краткосрочной аренды электросамокатов Whoosh объявил о планах проведения IPO на Московской бирже
12.07.2022 Российский сервис аренды электросамокатов Whoosh продал бизнес в Европе
21.02.2022 Сервис аренды самокатов Юрент привлек 2 млрд рублей от пула инвесторов
12.10.2021 «Яндекс» приобрел израильский бизнес по аренде электросамокатов Wind



Дополнительно: