«Астон» купил порт с бурным прошлым

По данным информационного портала «Агровестник», один из крупнейших отечественных экспортеров - «Астон» - приобрел ООО «Торговый порт» в Ростове-на-Дону. Сделка стала последней страницей в истории конфликта турецкой «Нух Чименто Санаи А.Ш.» и ростовского предпринимателя Арменака Артемьева.

10 лет назад совладельцы ООО «Торговый порт» затевали совместный бизнес по производству бетона и перевалке цемента, однако сотрудничество не задалось, затяжной конфликт завершился лишь в этом году, с продажей актива.

Покупка ООО «Торговый порт» позволит «Астону» в будущем увеличить собственные мощности по перевалке в ростовском порту примерно в 3 раза, до 4,5 млн. т зерна. Эксперт оценивает актив в 3-4 млн. долларов, а стоимость увеличения мощностей перевалки зерна - в 35-60 млн. долларов. Сегодня в морском порту Ростов-на-Дону самые большие мощности по перевалке сухих грузов - у Ростовского порта (2,8 млн. т в год) и «Юга Руси» (2,4 млн. т в год).

ООО «АДК», входящая в группу компаний «Астон», завершила сделку по приобретению 100% доли ООО «Торговый порт», сообщается на официальном сайте компании. Торговый порт владеет земельными участками в Ростове-на-Дону в промзоне Заречная площадью более 38 тыс. кв. м и двумя причалами общей длиной свыше 275 метров.

Как следует из пресс-релиза, благодаря приобретению уже в текущем сельхозсезоне «Астон» планирует увеличить отгрузку зерновых на 120-150 тыс. т в месяц, а в дальнейшем, после проектирования и строительства элеваторного комплекса, будет производить отгрузку зерновых в ростовском порту в объеме не менее 4,5 млн. т в год.

По данным официального сайта Службы капитанов морского порта Ростов-на-Дону, пропускная способность собственных портовых мощностей «Астона» составляет 1,6 млн. т в год сухих грузов.

Таким образом, «Астон» приобрел площадку, которая позволит увеличить собственные портовые мощности примерно в 3 раза.

В компании сумму сделки не раскрывают.

- Учитывая, что приобретается имущество, которое требует вложений, чтобы начать перевалку зерна, я думаю, оно обошлось «Астону» в 3-4 млн. долларов, - отмечает руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

- Сейчас «Астон» может переваливать на действующих мощностях в Ростове около 2 млн. т зерна. Чтобы довести объемы перевалки до 4 млн. т, им потребуется от 35 до 60 млн. долларов, в зависимости от сложности проекта, при условии, что все коммуникации уже подведены.

У сделки была драматичная предыстория. За имущество ООО «Торговый порт» конфликтовали партнеры - турецкая компания «Нух Чименто Санаи А.Ш.» и ростовский предприниматель. Попытка построить совместный бизнес по перевалке цемента и производству бетона, начатая в 2009 году, не увенчалась успехом.

Турки обвиняли ростовского партнера Арменака Кочканяна (с 2015 года он сменил фамилию на Артемьев) в попытке присвоить бизнес. В ходе конфликта стороны обменивались исками. С 2015 года правопреемником г-на Артемьева в совместном бизнесе и, соответственно, в конфликте, стал Рубен Малхасян.

В 2015 году ООО «Торговый порт» было признано банкротом, в 2017-м на нем было введено конкурсное производство, объем задолженности составлял 79 млн. рублей.

В июне этого года дело о банкротстве было закрыто, поскольку стороны заключили мировое соглашение. Основной кредитор общества (93% долга) Фаина Гаранина получила в счет долга причал протяженностью 121,5 м и участок порта площадью 25 тыс. кв. м.

Через месяц после заключения мирового соглашения ООО «Торговый порт» вошло в ГК «Астон».  Источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что «конфликт завершился ко взаимному удовлетворению всех участников».

Новый владелец порта ГК «Астон» сейчас на третьем месте в тройке крупнейших отечественных экспортеров зерна, согласно данным «ПроЗерно». Группу компаний опережают ТД «РИФ» и «Гленкор».

В сельхозсезоне 2018/2019 «Астон» отгрузил 3,39 млн. т. Всего в минувшем сельхозгоду из-за более низкого урожая Россия экспортировала 41,66 млн. тонн, что на 20,5% меньше, чем сельхозсезоном ранее.

«Астон» работает над увеличением своих мощностей по перевалке и транспортировке сельхозпродукции. В минувшем году компания заявила о начале сотрудничества с китайскими судоверфями, планируется построить до 10 сухогрузов дедвейтом 8 тыс. т - максимально возможный размер для захода в донские порты. Поставка первых двух судов ожидается в конце текущего года.

В 2018 году на территории судоремонтного предприятия «Астона» ОАО «Моряк» был запущен комплекс для приема, хранения и отгрузки подсолнечного масла с объемом хранения около 9 тыс. т, за счет этого проекта компания удвоила свои возможности по хранению наливных грузов в Ростове (официальных данных о том, на сколько выросли возможности отгрузки подсолнечного масла, нет).

Если «Астон» реализует свой проект на площадке ООО «Торговый порт», он станет крупнейшим стивидором по перевалке сухих грузов в Морском порту Ростов-на-Дону.

По данным Службы капитанов этого порта, сегодня крупнейшие стивидоры, отгружающие сухие грузы, - Ростовский порт (2,8 млн. т в год), «Юг Руси» (2,4 млн. т), Ростовский универсальный порт (1,78 млн. т), ГК «Астон» (1,6 млн. т), Ростовский комбинат хлебопродуктов (1 млн. т).

Развитие инфраструктуры портов в Ростовской области - тренд последних лет. Крупнейший из недавно реализованных проектов - морской терминал «Агропорт Устье Дона» пропускной способностью 700 тыс. т в год, запущенный Louis Dreyfus Company в 2017 году.

Агрохолдинг «СТЕПЬ» (входит в АФК «Система») готовит к экспертизе проект зернового терминала в Азове пропускной способностью более 2 млн. т в год.

Южный морской порт в Азове, входящий в ростовскую группу компаний «Астра Альянс», приступил к реализации инвестпроекта, который позволит к 2022 году увеличить объемы отгрузки сельхозпродукции с 750 тыс. т до 1,5 млн т. в год.


Вернуться к списку новостей

27.08.2019 Правительство Молдавии решило расторгнуть договор концессии компанией с Avia Invest, управляющей аэропортом Кишинева
15.08.2019 Застройщик MR Group получил участок в Марьиной Роще
09.08.2019 Участок на берегу Яузы поменял владельца
26.07.2019 «Евросиб» расторг сделку по покупке «Псковавиа»
11.06.2019 Застопорившаяся сделка по покупке Государственной транспортной лизинговой компанией железнодорожного оператора Brunswick Rail, всё же движется к закрытию
22.05.2019 «Евросиб» подтвердил расторжение сделки по покупке «Псковавиа»



Дополнительно: