«Астон» купил порт с бурным прошлым

По данным информационного портала «Агровестник», один из крупнейших отечественных экспортеров - «Астон» - приобрел ООО «Торговый порт» в Ростове-на-Дону. Сделка стала последней страницей в истории конфликта турецкой «Нух Чименто Санаи А.Ш.» и ростовского предпринимателя Арменака Артемьева.

10 лет назад совладельцы ООО «Торговый порт» затевали совместный бизнес по производству бетона и перевалке цемента, однако сотрудничество не задалось, затяжной конфликт завершился лишь в этом году, с продажей актива.

Покупка ООО «Торговый порт» позволит «Астону» в будущем увеличить собственные мощности по перевалке в ростовском порту примерно в 3 раза, до 4,5 млн. т зерна. Эксперт оценивает актив в 3-4 млн. долларов, а стоимость увеличения мощностей перевалки зерна - в 35-60 млн. долларов. Сегодня в морском порту Ростов-на-Дону самые большие мощности по перевалке сухих грузов - у Ростовского порта (2,8 млн. т в год) и «Юга Руси» (2,4 млн. т в год).

ООО «АДК», входящая в группу компаний «Астон», завершила сделку по приобретению 100% доли ООО «Торговый порт», сообщается на официальном сайте компании. Торговый порт владеет земельными участками в Ростове-на-Дону в промзоне Заречная площадью более 38 тыс. кв. м и двумя причалами общей длиной свыше 275 метров.

Как следует из пресс-релиза, благодаря приобретению уже в текущем сельхозсезоне «Астон» планирует увеличить отгрузку зерновых на 120-150 тыс. т в месяц, а в дальнейшем, после проектирования и строительства элеваторного комплекса, будет производить отгрузку зерновых в ростовском порту в объеме не менее 4,5 млн. т в год.

По данным официального сайта Службы капитанов морского порта Ростов-на-Дону, пропускная способность собственных портовых мощностей «Астона» составляет 1,6 млн. т в год сухих грузов.

Таким образом, «Астон» приобрел площадку, которая позволит увеличить собственные портовые мощности примерно в 3 раза.

В компании сумму сделки не раскрывают.

- Учитывая, что приобретается имущество, которое требует вложений, чтобы начать перевалку зерна, я думаю, оно обошлось «Астону» в 3-4 млн. долларов, - отмечает руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

- Сейчас «Астон» может переваливать на действующих мощностях в Ростове около 2 млн. т зерна. Чтобы довести объемы перевалки до 4 млн. т, им потребуется от 35 до 60 млн. долларов, в зависимости от сложности проекта, при условии, что все коммуникации уже подведены.

У сделки была драматичная предыстория. За имущество ООО «Торговый порт» конфликтовали партнеры - турецкая компания «Нух Чименто Санаи А.Ш.» и ростовский предприниматель. Попытка построить совместный бизнес по перевалке цемента и производству бетона, начатая в 2009 году, не увенчалась успехом.

Турки обвиняли ростовского партнера Арменака Кочканяна (с 2015 года он сменил фамилию на Артемьев) в попытке присвоить бизнес. В ходе конфликта стороны обменивались исками. С 2015 года правопреемником г-на Артемьева в совместном бизнесе и, соответственно, в конфликте, стал Рубен Малхасян.

В 2015 году ООО «Торговый порт» было признано банкротом, в 2017-м на нем было введено конкурсное производство, объем задолженности составлял 79 млн. рублей.

В июне этого года дело о банкротстве было закрыто, поскольку стороны заключили мировое соглашение. Основной кредитор общества (93% долга) Фаина Гаранина получила в счет долга причал протяженностью 121,5 м и участок порта площадью 25 тыс. кв. м.

Через месяц после заключения мирового соглашения ООО «Торговый порт» вошло в ГК «Астон».  Источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что «конфликт завершился ко взаимному удовлетворению всех участников».

Новый владелец порта ГК «Астон» сейчас на третьем месте в тройке крупнейших отечественных экспортеров зерна, согласно данным «ПроЗерно». Группу компаний опережают ТД «РИФ» и «Гленкор».

В сельхозсезоне 2018/2019 «Астон» отгрузил 3,39 млн. т. Всего в минувшем сельхозгоду из-за более низкого урожая Россия экспортировала 41,66 млн. тонн, что на 20,5% меньше, чем сельхозсезоном ранее.

«Астон» работает над увеличением своих мощностей по перевалке и транспортировке сельхозпродукции. В минувшем году компания заявила о начале сотрудничества с китайскими судоверфями, планируется построить до 10 сухогрузов дедвейтом 8 тыс. т - максимально возможный размер для захода в донские порты. Поставка первых двух судов ожидается в конце текущего года.

В 2018 году на территории судоремонтного предприятия «Астона» ОАО «Моряк» был запущен комплекс для приема, хранения и отгрузки подсолнечного масла с объемом хранения около 9 тыс. т, за счет этого проекта компания удвоила свои возможности по хранению наливных грузов в Ростове (официальных данных о том, на сколько выросли возможности отгрузки подсолнечного масла, нет).

Если «Астон» реализует свой проект на площадке ООО «Торговый порт», он станет крупнейшим стивидором по перевалке сухих грузов в Морском порту Ростов-на-Дону.

По данным Службы капитанов этого порта, сегодня крупнейшие стивидоры, отгружающие сухие грузы, - Ростовский порт (2,8 млн. т в год), «Юг Руси» (2,4 млн. т), Ростовский универсальный порт (1,78 млн. т), ГК «Астон» (1,6 млн. т), Ростовский комбинат хлебопродуктов (1 млн. т).

Развитие инфраструктуры портов в Ростовской области - тренд последних лет. Крупнейший из недавно реализованных проектов - морской терминал «Агропорт Устье Дона» пропускной способностью 700 тыс. т в год, запущенный Louis Dreyfus Company в 2017 году.

Агрохолдинг «СТЕПЬ» (входит в АФК «Система») готовит к экспертизе проект зернового терминала в Азове пропускной способностью более 2 млн. т в год.

Южный морской порт в Азове, входящий в ростовскую группу компаний «Астра Альянс», приступил к реализации инвестпроекта, который позволит к 2022 году увеличить объемы отгрузки сельхозпродукции с 750 тыс. т до 1,5 млн т. в год.


Вернуться к списку новостей

30.01.2020 Сумма для санации Севастопольского морского банка сумма вряд ли превысит несколько миллиардов рублей
29.01.2020 РНКБ станет санатором Севастопольского морского банка
24.12.2019 ГК ПИК купила участок у бывшего топ-менеджера «Итеры»
12.11.2019 Абсолют-банк продает свой участок проекта строительства ЖК «Селигер Сити» на севере Москвы
23.10.2019 Девелопер Level Group приобрел лучший участок у ГК «Букет»
23.10.2019 Предприниматель Василий Бойко-Великий перед арестом продал участок в Басманном районе г. Москвы



Дополнительно: