FT и WSJ: «Ведомости» могут потерять независимость

«Конфликт из-за цензуры вверг ведущую деловую газету России в кризис, в результате либо она может оказаться под контролем Кремля, либо может развалиться сделка по ее продаже, из-за чего газета окажется на грани банкротства», - пишет Financial Times (FT) о ситуации в «Ведомостях». Скандал так сильно ударил по репутации газеты, что один из потенциальных покупателей, управляющий директор «Арбат капитала» Алексей Голубович, вышел из сделки, сообщает газета со ссылкой на человека, знакомого с ситуацией. Комментарии зарубежных изданий опубликовали "Ведомости".

«Важным фактором утверждения власти Владимира Путина в России был подрыв свободы прессы. Лишь небольшое количество изданий остаются неподконтрольны Кремлю, и теперь потеря независимости угрожает ведущей деловой газете страны», - пишет The Wall Street Journal (WSJ) в редакционной статье «По свободной прессе в России нанесен еще один удар» в разделе «Мнения».

WSJ и FT - сооснователи «Ведомостей», которые были созданы в 1999 г. с участием российского издательского дома Independent Media (впоследствии был продан финской Sanoma). FT и WSJ оставались акционерами «Ведомостей» до 2015 г., когда были вынуждены продать свои доли Демьян Кудрявцеву и его соинвесторам после принятия закона, ограничивающего долю иностранцев в российских СМИ 20%.

В середине марта 2020 г. группа инвесторов - Кудрявцев, Владимир Воронов и Мартин Помпадур объявили, что договорились продать 100% акций АО «БНМ», которое издает «Ведомости» и журнал Harvard Business Review, Константину Зятькову и Голубовичу. Неделю спустя исполняющим обязанности главного редактора был назначен Андрей Шмаров.

Конфликт редакции «Ведомостей» со Шмаровым начался после первой же его встречи с коллективом. В частности, он говорил, что давно перестал читать «Ведомости», не знаком с ее профессиональным этическим кодексом («Догмой») и готов предоставить новым владельцам возможность редактировать материалы в газете. Конфликт усилился после попытки Шмарова поменять заголовок в статье о продаже «Роснефтью» венесуэльских активов. Через несколько дней Шмаров снял с сайта колонку экономиста Константина Сонина о «Роснефти» и ее главном исполнительном директоре Игоре Сечине в разделе «Мнения». Между тем, раздел «Мнения», построенный на тех же принципах, что в FT и WSJ, готовит публикации независимо от новостной редакции, и за все годы существования «Ведомостей» редакторы газеты никогда не снимали материалов из «Мнений». Затем Шмаров запретил упоминать данные «Левада-центра» в материалах «Ведомостей» и критически писать об обнулении сроков президента Владимира Путина.

«Он лично сказал мне, что ему в Кремле сказали не писать о «Леваде», иначе нас всех отсюда выкинут», - сказал FT шеф-редактор «Ведомостей» Дмитрий Симаков. Шмаров в беседе с FT отказался говорить, обсуждал ли он публикации «Ведомостей» с людьми из Кремля, но заявил, что они не влияли на изменения в газете. «Все решения я принимаю по собственному усмотрению», - приводит его слова FT в статье «Конфликт из-за цензуры угрожает существованию ведущей деловой газеты России. Журналисты «Ведомостей» вступили в открытое противостояние с новым редактором».

Шмаров был назначен и. о. главного редактора до того, как сделка по продаже «Ведомостей» была завершена, и теперь стал главным препятствием для ее заключения, пишет FT со ссылкой на двух человек, участвующих в переговорах. По словам Зятькова и Голубовича, назначить Шмарова предложил Кудрявцев, а у них до сих пор нет контроля над газетой. Кудрявцев настаивает, что это была их идея, а он больше не управляет «Ведомостями».

Источник в редакции сказал WSJ, что, по всей видимости, именно Кремль воспользовался ситуацией и настоял на назначении Шмарова, а не прошлые или будущие собственники. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отрицал, что Кремль как-то вовлечен в конфликт в «Ведомостях».

Кудрявцев также сказал FT, что больше не поддерживает газету, по словам сотрудников которой, теперь непонятно, кто будет платить зарплаты за май.

Кудрявцев и Зятьков отказались обсуждать с FT выход Голубовича из сделки, лишь отметив, что надеются на ее завершение.


Вернуться к списку новостей

29.05.2020 Сделка по продаже «Ведомостей» закрыта
29.05.2020 Константин Зятьков нашел нового партнера для покупки Ведомостей
06.05.2020 Ведомости попытались разобраться, зачем USM Алишера Усманова покупает «ИКС холдинг»
18.03.2020 У «Ведомостей» появятся новые владельцы
07.02.2020 Демьян Кудрявцев сообщил, что более года не является владельцем Ведомостей
13.08.2019 Корреспондент газеты «Ведомости» Екатерина Мереминская: «Кому нужен токсичный актив»



Дополнительно: